МИНСК, 11 дек – Sputnik, Виталий Чуясов. Общественное обсуждение нового закона "О несостоятельности или банкротстве" завершается в Беларуси – 11 декабря последний день приема замечаний в рамках публичных консультаций, которые проводит Минэкономики.
В обосновании к проекту разработчики отметили, что из-за большого числа нововведений и новых формулировок они были вынуждены не просто внести изменения и дополнения в действующий закон, как предполагалось, а переписать документ заново.
Основные вопросы, которые заставили законодателя обратиться к одному из ключевых рыночных законов, сводятся к попытке сделать процедуру банкротства более простой и быстрой, а также ликвидировать несколько проблем, проявивших себя за 12 лет действия предыдущей редакции документа.
Не доводить до предела
Разработчики предлагают отойти от используемого сейчас принципа, когда банкротство могут объявлять только компании, у которых наблюдается устойчивая несостоятельность. Предполагается, что это позволит не доводить до ситуации, когда банкротство практические неизбежно означает гибель бизнеса как такового. Вместо определения несостоятельности по коэффициентам бухгалтерского баланса правительство предлагает разрешать должникам подавать в суд уже после трех месяцев невозможности рассчитаться с кредиторами.
Еще одним основанием для инициирования банкротства может стать ситуация, когда стоимость имущества должника по бухгалтерской отчетности недостаточна для расчета с кредиторами в течение месяца со дня возникновения обстоятельств. Это позволит устранить законодательный пробел в инициировании банкротства таких субъектов хозяйствования как индивидуальные предприниматели, не ведущие бухгалтерский учет.
Где бумаги
Разработчики нового закона о банкротстве предлагают отдельно прописать ответственность руководителей и владельцев компаний-банкротов по передаче финансовых документов внешнему управляющему.
"По экспертным оценкам только около 10% субъектов передают в процедурах банкротства бухгалтерскую документацию в полном объеме. В большинстве же случаев документы передаются только при принятии судебных постановлений, понуждающих обязанных лиц передать их управляющему", – отмечается в обосновании к законопроекту.
Сейчас менеджеры и собственники под разными "благовидными" предлогами (пожара или кражи) отказываются от передачи всего пакета документов, избегая таким образом ответственности за умышленное уклонение от исполнения обязательств перед кредиторами, своими работниками, государством.
А как же трудовой коллектив
Важная новелла проекта – дополнительные гарантии наемным работникам. Среди оснований для инициировании дела о банкротстве появилась трехмесячная задержка по зарплате и связанным с ней налогам в размере от 1,5 тысячи базовых величин.
"Проектом вводится обязательное участие представителя работников должника в комитете кредиторов в целях усиления защиты прав работников должника и предоставления им возможности получения полной информации о проведении процедур банкротства и принятия соответствующих решений в отношении должника",– сказано в сопроводительной записке.
Управляющему – по заслугам
Правительство предлагает изменить подходы к оплате труда управляющих по банкротству в зависимости от результатов их работы по оздоровлению экономической ситуации в испытывающей трудности компании. Базовый ежемесячный доход управляющего предлагается зафиксировать на уровне средней зарплаты по стране. В разных периодах банкротства управляющий будет получать от половины (ликвидация) до четырех базовых вознаграждения (санация). Это должно стимулировать антикризисных менеджеров не хоронить, а спасать бизнес. Действующая сейчас уравнительная система приводит к тому, что санация применяется в менее одном случае дел о несостоятельности. По судебной статистике, из 1,3 тысячи возбужденных за 9 месяцев этого года дел о банкротстве процедура санации была введена только в шести случаях.
Также разработчики предлагают разобраться с явной несправедливостью, когда государственные антикризисные управляющие получают в разы больше своих коллег из частного сектора.
"Существование института "государственных управляющих", назначаемых в отношении государственных организаций, за период своего существования с 2003 года не показал эффективности", – констатировали разработчики.
При этом зарплата государственных антикризисных управляющих сейчас в несколько раз превышает доход частников: 20-30 миллионов рублей в месяц у "госов" против 5 миллионов рублей за всю процедуру у частных юристов. Госуправляющих как отдельный институт предлагается ликвидировать.
Без сговора
Авторы нового закона о банкротстве предлагают выбить почву из-под ног коррупционеров. Для этого в проекте прописана норма, по которой управляющие будут назначаться путем случайного выбора.
По существующей практике, суд назначает временного директора из трех предложенных заявителем кандидатур.
"Подбор трех кандидатур во многих случаях носит формальный характер, в том числе сговора", – пишут разработчики, объясняя, что из трех две кандидатуры играют роль подставных.
Также предлагаются кандидатуры "дружественных" управляющих для быстрой ликвидации должника с продажей активов инсайдерам или другим заинтересованным лицам.
"В других случаях сами судьи могли иметь определенный интерес в назначении управляющих таким образом, который предполагал недопустимое взаимодействие или взаимоотношения между судьей и управляющим", – отмечено в пояснительной записке к законопроекту.