Елена Ольшанская, Sputnik.
Беларусь должна сохранить возможность применять национальные ставки акцизов на сигареты первого ценового сегмента, акцизы на дорогие сигареты международных марок должны быть одинаковыми во всех странах ЕАЭС, это поможет странам сохранить национальную табачную промышленность, считают в руководстве одного из белорусских производителей табачных изделий.
Как ожидается, в январе 2016 года Совет ЕЭК может рассмотреть проект решения о гармонизации акцизов на сигареты в странах Таможенного союза. В этом проекте, по сообщениям российских СМИ, Беларусь предлагает зафиксировать для себя возможность в два раза снижать индикативные ставки акциза на сигареты первой ценовой категории. С 2016 года допустимый уровень отклонения от индикативной ставки в меньшую сторону для этого класса белорусских сигарет может составить 65%, в 2017-м — 60%, в 2018-м — 58%, в 2019-м — 56% и лишь в 2020 году он снизится до 30%. При этом увеличить ставку можно лишь на 10%.
Оставить в покое национальных производителей
На сегодня в мире доля транснациональных табачных компаний (Philip Morris, BAT, JTI и др.) составляет 82%, и только 18% приходится на долю национальных производителей. В России доля присутствия на рынке транснациональных табачных компаний выше мировой — 92%. В Беларуси работает как национальный производитель — Гродненская табачная фабрика "Неман", которая находится в госсобственности, так и частное предприятие "Табак Инвест", которое полностью ориентировано на выпуск марок JTI.
"Сообщения о том, что Беларусь в вопросе гармонизации акцизов на сигареты предлагает оставить для себя возможность двукратного снижения акцизов на сигареты дешевого сегмента, не соответствуют действительности. Мы предлагаем нашим партнерам перенять белорусский опыт и сохранить национальную табачную промышленность", — заявил в интервью Sputnik участник табачного рынка, знакомый с ходом подготовки проекта решения ЕАЭС.
Он заметил, что в России звучат предложения о том, что государство должно выкупить у транснациональных компаний контрольные пакеты табачных фабрик.
"Мы сделали национальную табачную отрасль, и сегодня сигареты первого ценового сегмента у нас в три раза дешевле, чем стоимость сигарет международных брендов. И мы должны и будем защищать свой рынок, делать все для того, чтобы выручка не утекала в карманы транснациональных компаний", — сказал собеседник Sputnik.
Он подчеркнул, что в России идет лоббирование интересов международных компаний с тем, чтобы они полностью захватили рынок.
Представитель табачной отрасли также заметил, что предложения Беларуси поддержали и некоторые другие страны.
По его мнению, на дешевые сигареты следует оставить национальные акцизы, сигареты международных марок могут облагаться унифицированными акцизами.
"Если предложение Беларуси не будет поддержано, это убьет национальную табачную отрасль", — сказал собеседник Sputnik.
"Где вы видели сигареты по 9 тысяч рублей за пачку?"
Участник белорусского табачного рынка и один из руководителей в отрасли считает, что обвинения, которые выдвигают в отношении белорусских сигарет российские конкуренты, несправедливы.
"Где, скажите, вы видели белорусские сигареты по 9-9,5 тысячи рублей за пачку? Это нонсенс, у нас давно уже нет таких цен. Кроме того, легальная продажа в России белорусских сигарет первого ценового сегмента оборачивается такими сложностями, что ни одна торговая компания не хочет с ними связываться", — сказал он.
Собеседник агентства заметил, что при стоимости одной фуры с сигаретами такого класса в 80 тысяч долларов обеспечительные и налоговые издержки составляют для продавцов до полумиллиона долларов, и редко какая компания соглашается нести такие финансовые издержки, которые далеко не сразу вернутся в оборот.
При этом он подчеркнул, что хотя между Беларусью и Россией не существует таможенной границы, борьба с незаконным оборотом табачных изделий ведется обеими странами.
"Но при этом надо помнить, что в России за последние несколько лет контрафакт в "табачке" вырос в десять раз. Что это значит? Это значит, что подделываются нелегальными фабриками сигареты известных марок. Нелегальные производители подделывают и белорусские сигареты", — сказал он.
Табачное лобби в Беларуси
Собеседник агентства также сообщил, что и в Беларуси существует лоббирование интересов транснациональных табачных компаний.
"JTI производит на "Табак-Инвесте" до 75% своих сигарет, они вошли даже в производство сигарет первого ценового сегмента, что вообще в мире — нонсенс. Производство дешевых сигарет всегда было вотчиной национальных производителей. И сегодня именно у JTI в Беларуси самая агрессивная маркетинговая стратегия", — заметил участник рынка.
Он также сообщил, что "Табак-Инвест" лоббирует интересы своего иностранного партнера. По словам собеседника агентства, этот белорусский производитель направил в правительство письмо, в котором заявил о том, что поддерживает предложения о гармонизации ставок акцизов на табак.
Почему нет акцизов на электронные сигареты?
Руководитель одного из двух белорусских предприятий табачной отрасли заметил, что в Беларуси не взимаются акцизы с электронных сигарет, хотя они уже де-факто признаны табачными изделиями: их реклама запрещена с 1 июля, существуют ограничения по обороту.
"Но введение акцизов на электронные сигареты никто не обсуждает, никто не поднимает эту тему", — заметил собеседник Sputnik.
Он также обратил внимание, что после введения в Беларуси с 1 июля ограничений на торговлю табачными изделиями в магазинах (прекращение открытой выкладки и др.) продажи продукции национального производителя ГТФ "Неман" выросли на 6%, хотя многие эксперты, в том числе и компании, занимающиеся реализацией табачной продукции, прогнозировали либо спад, либо потребление табака на том же уровне, что и раньше.
"Если мы хотим ограничить потребление табака, должна быть специальная, отдельная торговая сеть, все торговые точки которой надо оснастить видеокамерами, чтобы ни у кого не возникало соблазна продать сигареты школьнику", — считает он.
Участник рынка заметил, что к такому выводу национальный производитель пришел после эксперимента. Суть его заключалась в том, что в одном из гродненских киосков установили видеокамеру и организовали так называемую "провокативную покупку".
"Акция проводилась в дни выпускных вечеров, и вот якобы выпускник гимназии пришел и попытался купить сигарету. Киоск был оснащен видеокамерой, и мы увидели, как продавец ему отказал", — рассказал он.
В то же время, заметил собеседник Sputnik, нередки случаи, когда взрослые соглашаются по просьбе подростков приобретать для них сигареты. "Такие случаи должны быть исключены, но это вопрос исключительно сознательности взрослых", — сказал он.
Представитель отрасли обратил внимание, что сегодня молодежь курит в основном дорогие сигареты.
"Сегодня мало кого из молодых увидишь с сигаретой первого ценового сегмента. Они предпочитают дорогие марки. Если акцизы гармонизируют, возможно, это заставит их расстаться с этой привычкой", — сказал он.