Современная ситуация такова, что все новые виды услуг, доселе бесплатных, сейчас подлежат капитализации. С января 2016 года академические задолженности в Белорусском государственном университете будут сдаваться студентами платно. Соответствующий документ ректор БГУ Сергей Абламейко подписал еще 12 ноября. Теперь для пересдачи зачета или экзамена студенту одного из старейших белорусских университетов, кроме направления из деканата, необходимо будет иметь при себе и соответствующую квитанцию об оплате. Надвигающееся событие вызвало возмущение в студенческой среде тянущейся к знаниям молодежи. Кому же захочется платить за пересдачу?
С другой стороны, в медицинском университете студенты оплачивают не только пересдачу экзаменов и зачетов, но и пропущенные занятия. Это, по сути, является логичным шагом на пути воспитания у медицинских работников чувства ответственности за свое дело. Такая "плата за ошибки" не является панацеей, но, на мой взгляд, это очень действенное средство, которое дисциплинирует и настраивает человека на серьезную работу.
Тем не менее студенты БГУ протестовали, как могли. Эти события показали несколько не совсем правильных тенденций, которые присутствуют в нашем обществе. Образование у нас все еще декларируется как бесплатное и общедоступное. К сожалению, должен констатировать — то, что не имеет стоимости, не имеет и цены. Учитель не заинтересован ставить низкие оценки за учебу, ведь он сам в итоге окажется крайним, поскольку школе требуются показатели, отчеты и баллы. При такой системе педагоги часто вынуждены подтягивать и опекать посредственных, а не заниматься с действительно способными учениками. В результате наша средняя школа выпускает в жизнь неподготовленных к взрослой и самостоятельной деятельности, достаточно инфантильных молодых людей, которые считают, что им все должны.
Часто такое же отношение они переносят на учебу в университете. Вместо того чтобы планировать свое время, серьезно подходить к занятиям и сдачам дисциплин, студенты заявили, что платить они не желают. Ведь виноватыми в том, что предметы тяжело даются, можно сделать "препода", деканат, руководство БГУ, да и весь университет в целом. Не знаю, как сейчас, а еще лет десять назад мне было просто стыдно получать двойки на экзамене и идти на пересдачу.
Что же еще может толкать студентов на вспышки недовольства? К сожалению, много ребят сейчас не видят ценности в учебе как таковой. Им нужно получить некий формальный документ, который может пригодиться для дальнейшей деятельности, и не более того. Они не желают реализовывать весь свой потенциал на занятиях, отбывают пары, не испытывают заинтересованности в отличной учебе и приобретении знаний, тратят гораздо больше сил и энергии в сферах за пределами университета. Для кого-то это работа, для кого-то любимое хобби.
Черт возьми, даже учеба в автошколе и сдача экзаменов на водительские права для них значат гораздо больше, чем экзамен в сессию! Образование сейчас теряет функцию того социального лифта, которым оно было раньше. Отсюда и раздражение на возникающие дополнительные сложности в виде оплаты.
Беларусь в этом году была принята в Болонскую систему, одним из критериев которой должно стать наличие полноценного студенческого самоуправления. С помощью него студенты, как непосредственные участники образовательной системы, могут влиять на учебный процесс в допустимых нормах. В идеале в Беларуси должен быть создан Национальный студенческий союз, наподобие Европейского студенческого союза (ESU). В наших университетах тоже есть структуры, претендующие на эти функции. Ведь целесообразность введения системы платных отработок, по словам ректора, много раз обсуждалась на многочисленных заседаниях с учебными подразделениями БГУ, в том числе с действующими органами студенческого самоуправления. Всем студентам предлагали высказаться во время опроса учащихся. Почему же тогда никто не протестовал, не оспаривал легальным способом? Может потому, что существует проблема отбора и выдвижения кадров?
У нас перед глазами есть множество примеров стран Европы, когда студенческие организации и их лидеры устраивали забастовки по сомнительным поводам, которые быстро перерастали в беспорядки и столкновения с полицией. Агрессивно настроенная толпа, которая не пускает профессора в аудиторию — это сущий кошмар для наших чиновников.
Не видя в акциях студентов конструктивного посыла, руководство не приняло их вызов. Ректор предостерег студентов от участия в протестах, которые могут получить политическую окраску, а администрация не стала вести переговоры с самопровозглашенными руководителями недовольных. Страх огласки и публичности оказался сильнее, поэтому в ход пошли беседы, те же "вызовы на ковер" и проработки отдельных молодых людей по воспитательной части. А сам марш протеста приобрел явно гротескно-хулиганские формы.
Иными словами, энергии у молодежи хоть отбавляй, а вот понимания, куда и как нужно эту энергию направить, пока нет. И вряд ли из них стоит делать борцов за правду. Скандальными, хулиганскими акциями можно привлечь только внимание прессы, а систему образования этим не улучшишь. А ведь самоорганизация на достойном уровне как раз будет тем поводом, когда руководство будет вынуждено прислушаться к спокойно изложенным здравым идеям.
Я верю, что среди студентов БГУ есть множество умных, здравомыслящих молодых людей, которые смогут проводить ряд конструктивных инициатив для улучшения условий обучения, получения информации и совершенствования пространства университета. Начинать можно с малого. С установки дополнительных велопарковок, расширения пространства Wi-fi в читальных залах, оптимизации выдвижения студенческих активистов в те же органы студсамоуправления. Думаю, что в будущем нас ждет еще много преобразований. Тогда и руководство alma mater перестанет видеть в молодых людях просто бунтарей и анархистов, а начнет воспринимать их как равноправных партнеров по диалогу и соавторов образовательного процесса.