Берегитесь больших скидок: они не всегда то, за что себя выдают

© Sputnik / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкЗимние распродажи, архивное фото
Зимние распродажи, архивное фото - Sputnik Беларусь
Подписаться
Колумнист Sputnik Виталий Чуясов накануне активизации новогодних распродаж объясняет, как продавцы манипулируют сознанием покупателей, предлагая различные "скидки" и "акции.

Чем ближе Новый год, тем больше скидки. Недавно даже встретил в интернете скидку 100%. Если так пойдет и дальше, то покупателям начнут доплачивать за приобретенный товар.

Конечно, понимаешь, что даром никто ничего не отдает, и многочисленные "акции", "распродажи", "ликвидации коллекций" – все это продуманные маркетинговые ходы, призванные заставить внести побольше денег в кассу. Но все равно рука невольно тянется купить сапоги за миллион, которые раньше стояли за два, или посетить магазин именно в день, когда "на все минус 20%!".

В последнее время даже такие честные скидки, как построенные по принципу "купи больше – получишь дешевле", становятся инструментами манипуляторов потребительским созданием. Одно дело, когда тебе предлагают 30-процентную скидку при приобретении, например, двух и более вещей. Я понимаю, что магазин снизил или обнулил свою стандартную розничную надбавку ради того, чтобы очистить полки для новой сезонной коллекции. Но когда тебе говорят, что ты получаешь скидку в 50% на вторую покупку в чеке, то я начинаю подозревать, что со мной играют в кошки-мышки. Надо лишь слегка напрячь мозг, чтобы подсчитать: при покупке двух товаров по одной и той же цене реальная скидка составит всего 25%. Не говоря уже о случае, когда второй считается покупка по более низкой цене. Хотя на входе выглядит чертовски привлекательно.

Скидки из разряда своего рода "одолжения", которое продавец по каким-то причинам делает покупателю (Новый год, межсезонье, многодетная семья, распродажа по случаю банкротства и т.п.) давно стали несущим "скелетом" маркетинговой политики значительной категории торговцев. Акции тщательно планируются, а для многих продавцов одинаковых товаров, которые продаются в однотипных торговых центрах, размер скидки, по большому счету, стал чуть ли не основным "уникальным торговым предложением", отличающим их в конкретный момент времени от конкурентов. 

Это реальность фазы перепроизводства и избытка предложений на рынке – старый порок капитализма, подмеченный еще Марксом. Не забывайте об этом, когда вас начнут зомбировать "акциями" и "распродажами" накануне Нового года. 

Закон действительно не запрещает никому переписывать ценники, причем даже ниже себестоимости или закупочной цены. Магазин, например, не выдержал конкуренции и закрывается, и хозяева распродают остатки, чтобы вернуть хоть часть инвестиций, и у них заканчивается срок аренды. Или другая история: когда формировали цены, считали на следующий год курс доллара по 20 тысяч, а он не поднялся выше 18. Здесь все понятно, логично, можно и "подвинуться".

Но на практике большинство продавцов пока не хотят играть честно в отношении скидок, а занимаются если не откровенным надувательством, то явно что-то не договаривают. 

По правилам торговли магазин должен утвердить порядок предоставления скидок, в котором прописывается, за что, как, кому, когда можно продавать товары по сниженным ценам. Но это внутренний документ, и закон не обязывает продавцов знакомить с принципами ценообразования своих клиентов – так сказать, коммерческая тайна. И даже если вы ее узнаете, то наверняка никто не даст познакомиться с накладными, где указана реальная цена поступления товара в точку торговли. 

Следите за руками: вещь поступила в магазин по цене 100 рублей, потом на ней на одну неделю была установлена заоблачная цена в 300 рублей – все равно, никто не купит. А затем ценник перечеркнули, и месяц торгуют этим же товаром за 200. Формально скидка в 33% от первой розничной цены — это супер. Но в действительности "акционный товар" продается с математической розничной накруткой в 100% от цены поступления! 

Прекрасно отдаю себе отчет, что рядовой покупатель не желает вникать в такие скучные вещи, как закупочные цены, арендные ставки, налоги, зарплаты и прочие составляющие торгового бизнеса – зачем забивать себе голову сложными сопоставлениями и сравнениями с элементами бухучета? В обществе потребления значительная часть покупок делается импульсивно – под действием рекламы, яркой упаковки, улыбок продавцов и других обстоятельств, мало имеющих отношение к рациональному выбору и потребительским свойствам продукта. А для отдельной категории охота за скидками превратилась в вид спорта, когда главным достижением считается не то, что ты прибрел, а то, насколько меньше это стоило раньше или в других местах. Возможно, в этом присутствует какой-то адреналин. Но все-таки желаю вам острых и позитивных новогодних ощущений, в основе которых будет лежать что-то более человеческое. 

Лента новостей
0