МИНСК, 24 ноя — Sputnik. Фронтовой бомбардировщик Су-24 мог быть сбит в небе над Сирией как наземными средствами ПВО i-Hawk или Patriot, так и при помощи F-16, сообщил РИА Новости бывший заместитель командующего войсками ПВО сухопутных войск Александр Лузан.
Во вторник российский самолет Су-24 потерпел крушение в Сирии, в Минобороны РФ сообщили, что, предположительно, это произошло в результате обстрела с земли. В свою очередь турецкая сторона заявила, что Су-24 нарушил воздушное пространство Турции и был сбит самолетами F-16. Минобороны РФ заверило, что российский бомбардировщик находился исключительно над территорией Сирии, что зафиксировано объективными средствами контроля.
По сообщению военного ведомства РФ, Су-24 находился на высоте 6 тысяч метров. По предварительным данным, пилотам удалось катапультироваться, их судьба уточняется.
i-Hawk, Patriot или F-16
На вооружении ВС Турции стоят американские переносные зенитные ракетные комплексы Stinger, предназначенные для поражения низколетящих воздушных целей (самолетов, вертолетов, БПЛА). Как отметил в беседе с РИА Новости генерал Лузан, высота поражения этих комплексов — 3,5 километра. "Под этот случай он не подходит", — констатировал он, ссылаясь на данные Минобороны о высоте полета Су-24.
При этом на территории Турции также есть наземные средства, дальность поражения которых подпадает под указанные параметры полета: это комплекс i-Hawk ("усовершенствованный"), а также американские комплексы Patriot с дальностью поражения 100 километров.
"У Турции также есть американские комплексы средней дальности "усовершенствованный Hawk" с высотой поражения, по разным данным, 18-29 километров. Это близкий к российскому "Буку" комплекс. Он имеет ракету с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. Эта высота для него достижима", - отмечает собеседник агентства.
"Patriot даже не обязательно могут возле границы стоять, потому что если высота полета нашего Су-24 была шесть километров, то на дальности 100 километров он будет виден и его могут запросто Patriot достать", — пояснил Лузан.
При этом вариант с поражением Су-24 при помощи F-16 также не исключен, но для того, чтобы сбить российский бомбардировщик, этот самолет должен был идти позади Су-24, а российский экипаж непременно бы его заметил и сообщил об атаке.
"Ракеты "воздух-воздух" Sidewinder у F-16 стоят на вооружении, тогда он должен был бы подойти к Су-24 на расстояние 3-5 километров. Наш экипаж бы его увидел, и они на Землю бы передали, что их атакуют. Атака бы проходила на догонном курсе, потому что Sidewinder на встречном курсе не работает, а наши летчики конечно бы это наблюдали", — говорит генерал.
Кремль призвал не торопиться с оценками
Инцидент с самолетом Су-24 в Сирии является очень серьезным происшествием, до установления причин давать оценки и делать предположения преждевременно, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
"Было бы неправильно сейчас давать какие-то оценки, предположения, делать какие-то заявления до того, пока мы не обладаем всей полнотой картины. Поэтому здесь просто нужно набраться терпения. Это очень серьезное происшествие. Но, опять же, не имея полной информации, что-либо говорить невозможно. Это было бы неверно", — сказал Песков журналистам, отвечая на вопрос, может ли ухудшить отношения Москвы и Анкары этот инцидент.
Он не исключил, что президент РФ Владимир Путин отреагирует на инцидент с российским самолетом Су-24 в Сирии и даст ему какую-то оценку на встрече с королем Иордании Абдаллой II во вторник.
Песков отметил, что пока никаких окончательных заявлений от Минобороны по причинам крушения не было и следует руководствоваться данными оборонного ведомства.