Виталий Чуясов, Sputnik.
Регистрационные отделы ГАИ перешли на зимний график работы, сократив время работы инспекторов, которые сверяют с учетными данными важнейшие характеристики транспортных средств, включая уникальные номера, которые им присваивает производитель (VIN-коды).
Специалисты межрайонного регистрационного отдела ГАИ ГУВД Мингорисполкома рассказали и показали Sputnik, как работает система постановки на учет автомобилей в Беларуси.
Перегоны переориентировались с Европы, на РФ
Долгое время основной поток транспорта ввозился в Беларусь с Запада. В последние годы направление поменялось на Россию. Процедура регистрации транспорта принципиально не изменилась.
"Только нагрузка увеличилась. Желающих ввезти транспорт все больше", — констатировал старший инспектор по розыску межрайонного регистрационного отдела столичной ГАИ Дмитрий Ткачев. За последние 15 лет количество зарегистрированного в Минске транспорта увеличилось примерно в 2 раза, а число работников, занятых в ГАИ регистрацией, сохранилось на прежнем уровне.
Переход на осенне-зимний график работы регистрационных отделов связан с необходимостью предоставлять автомобиль на осмотр при снятии или постановке на государственный учет. Кроме формы и цвета кузова инспектора сверяют VIN-коды.
"В ходе визуального осмотра наши инспектора должны выявить признаки подделки номера кузова. Сверка проводится в светлое время суток на улице при естественном освещении, поэтому в зимний период время немного сокращается утром и вечером. Условий для осмотра автомобилей в закрытых помещениях при должном уровне освещения у ГАИ Минска нет", — пояснил Ткачев.
Без ажиотажа
Наплыв желающих снять или поставить авто на учет наблюдается в МРО во вторник и в субботу. Во вторник документы на учет подают те, кто приобрел автомобилей в предыдущие выходные; в субботу те, кто не может отпроситься с работы в будний день.
Такого ажиотажа, который наблюдался перед повышением таможенных пошлин в 2011 году и в конце 2014-го после падения курса российского рубля, сейчас уже нет, констатируют в ГАИ.
"Работа нервная, люди попадаются разные. Считаю, что мы на передовой", — рассказывает Леонид Бобко, работающий в крупнейшем МРО, расположенном на территории торгового дома "Ждановичи".
Леонид Иванович показывает, что происходит по ту сторону регистрационного окошка.
"Раньше приходилось сверять данные с бумажной картотекой, сейчас компьютеры. Если бы не они — не справились бы с потоками 2011 года", — говорит специалист.
Среди наиболее распространенных причин, по которым гражданам приходится по нескольку раз обращаться к регистраторам, ошибки и исправления в документах купли-продажи и отсутствие нотариально заверенных доверенностей в случае оформления автомобиля не его собственником.
Номер на все сто
Бобко показывает номера текущей серии для Минска — "РК". Из "козырных" — или говоря официальным языком, пользующихся повышенным спросом — номеров оставался только "0008". Его можно было заказать на свой автомобиль, оплатив десять базовых величин. Номера с четырьмя одинаковым цифрами или запоминающимися комбинациями по такой же цене были уже разобраны. За 60 базовых можно было выбрать выделяющийся номер из будущих серий.
Леонид Иванович садится и на наших глазах производит подсчеты.
"9999 вариантов в каждой серии. Буквы подбираются только те, что совпадают в русском и латинском алфавитах, итого имеем еще около 430 тысяч номеров, или примерно на пять лет выдачи", — объяснил специалист. Что будет дальше, когда варианты для столичных автомашин будут исчерпаны, прогнозировать пока преждевременно: можно добавить еще одну букву и "перезапустить" весь процесс; можно — ввести дополнительную цифру в нумерации региона.
Именных номеров в Беларуси нет, хотя возможность их введения по примеру некоторых соседних стран несколько лет назад действительно обсуждалась, вспомнил Бобко. И тут же провел нас к коммерческой платке, где торгуют такими именными номерами, с разными забавными надписями, иногда — на грани фола.
Например, за 100 тысяч рублей можно было приобрести ламинированную картонку размером с госзнак и загадочным латинским словом, хорошо понятным русскоязычному человеку, белорусским флагом и буквенным символом "BY".
Женщины предпочитают от 125
По пути заглядываем на пункт сверки номеров. С утра была очередь, но к полудню машины уже подъезжают свободно. Процедура сверки занимает несколько минут. Интересуемся у инспекторов, много ли в последнее время доводилось сверять номера у люксовых машин. Оказывается, совсем мало: действительно дорогие автомобили появляются раз в 1-2 месяца, да и то это одни и те же автомобили, которые меняют хозяев внутри республики. Свежих — единицы.
А вот откровенного автохлама еще хватает. По наблюдениями Бобко, он постепенно вымывается из Минска в провинцию.
"Приезжает сельский хлопчик 1993 года рождения и забирает машину 1987 года выпуска. Доедешь ли ты на ней до хаты, сынок?" — задается риторическим вопросом собеседник Sputnik.
Из актуальных трендов — рост среди числа автолюбителей женщин.
"Причем все больше женщин, которые регистрируют на себя мотоциклы. B предпочтение отдают мощным машинам в 125 кубиков", — отметил специалист.
Машины-двойники, лизинговые и просто перебитые
Государственная регистрация транспорта осуществляется в десятидневный срок. Но регистраторы стараются уложиться в день, максимум — выдать документы и знаки на следующий. При технических сбоях или нюансах по документам людям назначают время визита через два-тридня. Все расходы по постановке на учет обойдутся 550 тысяч рублей.
"С тех пор, как начался по бум приобретению автомобилей в Российской Федерации, количество поддельных документов, предоставляемых для регистрации автотранспорта в Беларуси, резко, в десятки раз, увеличилось", — рассказал инспектор Ткачев.
По данным МРО ГАИ УВД Мингорисполкома, за десять месяцев этого года в Россию направлено 15,6 тысячи (!) запросов в отношении транспортных средств, поступающих на регистрацию в Республику Беларусь.
Уровень подделок документов — от самого кустарного до высочайшего.
"Где-то в России украли несколько тысяч новых паспортов транспортных средств (ПТС). Крадут машину — перебивают номер кузова и вносят в ПТС. Бланк настоящий, вырезать печать стоит 10 долларов. А доступа к российской базе данных утраченных бланков строгой отчетности у белорусов нет", — поясняет инспектор сложность распознавания некоторых подделок.
Попадаются "машины-двойники" — автомобили, официально купленные у дилера с оригинальными документами и номерами. Потом оказывается, что точно такая же машина по поддельным документами была поставлена в Россию и сейчас числится в угоне.
"Российское законодательство в плане регистрации автомобилей где-то гибче. Если они выявили, что машина поставлена по поддельным документам, они эту регистрацию просто аннулируют, и машина больше негде не станет на учет. У нас такого не предусмотрено: если выявляется машина-двойник, аннулировать регистрацию мы не можем, она так и ездит. Регистрируется без права снятия с учета. Это уникальная практика нашей страны", — сказал инспектор по розыску.
Наиболее угрожающая складывается ситуация по лизинговым и заложенным в России автомобилям.
"Дилер дает машину в лизинг фирме, та переуступает ее другой, потом эта "однодневка" делает первый лизинговый платеж, продает автомобиль за 70% его рыночной стоимости и просто исчезает. У покупателя документы на машину все оригинальные, но собственник транспортного средства — лизинговая компания или банк, не получающие причитающихся им платежей — могут заявить эту машину в розыск", — раскрыл схему Ткачев.
По его оценкам, в период автомобильного бума на фоне снижения курса российского рубля в конце прошлого года было продано немало таких машин, которые в ближайшее время "повыстреливают" при регистрации в Беларуси, создавая проблемы ГАИ и собственникам.
Также белорусская Госавтоинспекция фиксирует большое число машин с перебитыми и переваренными кузовными номерами.
"В среднем две в неделю — это очень много", — констатировал Ткачев.
При этом в расчет не берутся старые иномарки, у которых расположенный в полу VIN, просто сгнил вместе с металлом, речь — как правило, о дорогих машинах, находящихся в розыске в РФ.
Месяцы и годы на разбирательство
Если вас угораздило купить автомобиль с поддельными документами или перебитыми номерами, то наберитесь терпения. Машина направляется на экспертизу, ГАИ делает запросы в различные инстанции с целью ее идентификации. Это длительная процедура может затянуться не на один месяц.
Из России ответы могут идти долго, не всегда автопроизводители готовы делиться своей служебной информацией. В этом случае приходится оформлять запрос в Интерпол, который в дальнейшем действует через правоохранительные органы в странах-производителях.
Причем у разных автоконцернов различная политика в отношении номерных деталей, по которым можно установить, что за автомобиль.
"В Мерседесе или БМВ можно залезть в любой блок управления — европейские машины более пригодны для идентификации, чем корейцы или японцы. У японцев, как правило, только один VIN, а например, Ниссан не может идентифицировать машину по номеру подушки безопасности", — пояснил нюансы Ткачев.
Все полученные ответы направляются в райотдел милиции. Там проводится проверка. Если признают, что человек не причастен к изменению номера кузова и подделке документов, то в возбуждения уголовного дела отказывается. Тогда ГАИ может принять решение о регистрации такой машины.
Если же уголовное дело все-таки возбуждается, то регистрация машины прекращается на время расследования. Из практики, дела рассматриваются два года, после чего ГАИ может зарегистрировать машину с ограничениями. Все это время машина стоит без движения.
Предохранителей не много
Базы данных автомобилям, которыми пользуются инспектора, предназначены для служебного пользования.
"Мы можем выдать сведения о статусе машины только собственнику либо по доверенности. В России есть сайты, где можно проверить номер кузова. У нас такого сайта, к сожалению, нет", — сказал Ткачев.
При этом он подчеркнул, что на 100% доверять таким ресурсам не следует, поскольку в своей практике уже сталкивался с ситуациями, когда машина находилась в залоге, а база данных выдавала по ней отсутствие ограничений.
Граждане по-разному пытаются предохранить себя от дорогостоящей приобретения проблемной машины. По наблюдениям инспектора, особо ушлые пригоняют машину в ГАИ перед покупкой и проходят сверку номеров. Еще более ушлые рассчитываются только тогда, когда получают новый техпаспорт на свое имя.
"В принципе, можно пойти по аналогии с недвижимостью, когда ее собственник получает в БРТИ подтверждение об отсутствии ограничений или обременений", — считает специалист.
Запрос стоит 50 тысяч рублей, хозяин машины накануне продажи может заказать документ в ГАИ, чтобы развеять все сомнения покупателя — конечно, если машина уже стояла на белорусском учете.
"У нас были случаи, когда на проблемные машины искренне "попадали" сначала муж, а потом жена с одной и той же семьи", — вспомнили в столичном ГАИ.
Профессиональных автомобильных жуликов, специализирующихся на подделке автомобильных документов или перебивке кузовных номеров, в Беларуси не много. "А те, кто промышлял, уже сходили куда положено", — резюмировал собеседник Sputnik.