Елена Васильева, Sputnik.
Мультимедийная выставка "Ван Гог. Ожившие полотна" колесит по миру и, в буквальном смысле, несет творчество Ван Гога в массы.
Пока журналисты и блогеры собираются у входа, с трепетом и благоговением обсуждая свое отношение к Ван Гогу, организаторы дают последние наставления обслуживающему персоналу: "Спросите, понравилось ли, не холодно ли, мы должны быть дружелюбны с посетителями".
Как только зрителей пускают в зал, где на больших экранах и под барочную музыку оживают вангоговские полотна, присутствующие не выдерживают и сбрасывают маски степенности, бросаясь от "Подсолнухов" к "Ирисам", принимая подходящие позы для фото на память.
Сам проект напоминает огромный мультимедийный мотивационный паблик со всеми составляющими: подбадривающие цитаты художника, транслируемые на стену, музыка Дебюсси (как бы прикрепленным файлом) и красивая картинка, в качестве которой выступают оцифрованные полотна Ван Гога.
Организаторы представляют выставку как уникальный мультимедийный проект, собравший больше 400 картин художника, охватывающий все периоды его творчества, сопровождаемый музыкой Дебюсси и Чайковского. Одним словом, амброзию и нектар для глаза и слуха ценителя.
На деле "Ожившие полотна" — цельный симпатичный коммерческий проект, способный вдохновить на изучение творчества художника, но, на мой взгляд, не более.
Проект стал бы идеальным началом большой выставки Ван Гога, разместись он, скажем, на первом этаже одноименного музея в Амстердаме. Любой выставке картин голландского художника он придал бы несравненный налет шарма. Но обособленно от непосредственного творчества Ван Гога на просторах площадки "ЦЭХ", увы, шарм воспринимается не всеми.
"Мне понравилось, этот проект можно воспринимать как мюзикл — некое переходное состояние между высоким искусством оперы и популярными жанрами", — делится с корреспондентом Sputnik посетительница Полина, пытаясь акрилом на холсте воссоздать вангоговскую "Звездную ночь", организаторы продумали активности для посетителей.
В финале, накаляя атмосферу, заиграла "Palladio" Карла Дженкинса, мелодия, которую приписывают Вивальди и которая не имеет к последнему никакого отношения. Как "Palladio" — лишь стилизация под великого итальянца, так и "Ожившие полотна" — стилизация под Ван Гога. После этого "художественного мюзикла" очень хочется подняться на второй этаж и обнаружить если не "Ирисы", то хотя бы "Череп с сигаретой". Но второго этажа нет, как нет в "Оживших полотнах" и самого Ван Гога.
Но выставка масштабна, изящна и мультимедийна. Да и билет до Амстердама с его музеем Vincent van Gogh за 105-135 тысяч (стоимость входа в "ЦЭХ") не купишь.