Как белорусские роботы доехали до 4-го места на Всемирной олимпиаде

© Sputnik / Вера ДашкевичРебята занимаются в репетиторском центре "100 баллов"
Ребята занимаются в репетиторском центре 100 баллов - Sputnik Беларусь
Подписаться
Про массажное кресло для космонавтов, автономную установку по добыче полезных ископаемых и другие недетские идеи, которые можно видеть на WRO, корреспонденту Sputnik рассказали участники Олимпиады.

Вера Дашкевич, Sputnik

Белорусские команды принимали участие во Всемирной олимпиаде роботов WRO всего во второй раз, что неудивительно. Привлекать и увлекать детей конструированием и программированием роботов в республике начали лишь пять лет назад, причем делалось и делается это в большинстве своем силами энтузиастов. В мае прошлого года провели первый Роботурнир, затем второй и третий. Количество детей и подростков, заинтересовавшихся, как это все работает, ощутимо росло.

Дрон завис над хакерспейсом - Sputnik Беларусь
Минский хакерспейс: добро пожаловать в киберподполье

Но первая попытка заявить о себе на международной арене оказалась неудачной, зато в 2015 году сразу две команды оказались в Топ-30 WRO, причем одна из них остановилась в шаге от пьедестала.

Была цель выйти в финал

Обладатели четвертого места WRO-2015 — два минских гимназиста Алексей Быков и Богдан Капенкин — конструируют и программируют роботов около двух лет. Подготовкой к Олимпиаде занялись в январе, как только стало известно основное задание состязания. По итогам предварительной работы стало ясно, что у минских гимназистов есть все шансы выйти в финал, попасть в Топ-16, рассказал Sputnik тренер команды Глеб Карней.

© Sputnik / Вера ДашкевичДва минских гимназиста Алексей Быков и Богдан Капенкин и Александр Францкевич (справа)
Два минских гимназиста Алексей Быков и Богдан Капенкин и Александр Францкевич (справа) - Sputnik Беларусь
Два минских гимназиста Алексей Быков и Богдан Капенкин и Александр Францкевич (справа)

"Мы стабильно делали задание, за день до отъезда поставили робота на поле и раз 20 проехали, запороли только два или три раза, и то понимали, почему", — рассказал Sputnik тренер команды Глеб Карней.

По правилам, в день соревнования участники получают еще одно так называемое секретное задание. Это делается, чтобы отсечь участников, которым чрезмерно помогали взрослые, а также тех, кто имеет программы на все случаи жизни. Программа должна быть универсальной, реагировать на меняющиеся обстоятельства, а не вести робота по прописанному маршруту.

У команды Карнея была одна программа, которая теперь уже точно обеспечивала выход в финал. Более того, посмотрев на соперников, белорусы решили замахнуться на призовые места. Но для этого робота нужно было ускорить. Экспериментировать с роботом-участникам, по правилам соревнований, нельзя, потому белорусы решили собрать клона и смастерить поле. Лепили в буквальном смысле из того, что было.

© Sputnik / Вера ДашкевичРобот, созданный минскими школьниками
Робот, созданный минскими школьниками - Sputnik Беларусь
Робот, созданный минскими школьниками

"Мы в отеле на коленке собрали кусок поля из бумаги с ресепшн, изоленты немцев. Собрали такого же робота — на 75% из деталей роботов-футболистов второй белорусской команды и младших команд. И до трех часов ночи пытались все это ускорить", — рассказал тренер.

На следующий день в первой же попытке показали лучшее время. А потом немного ошиблись на короткой дистанции, в итоге всего секунду уступили обладателям третьего места — мексиканцам. Впереди оказались представители России и Тайваня.

В целом выглядели очень нестыдно

В этом году в Катар, где проходила Всемирная олимпиада роботов, приехали сразу семь белорусских команд. Часть выступала в соревновательной категории, как Быков и Капенкин, часть — в открытом конкурсе, то есть придумывали и представляли полезные изобретения.

В целом в этом году белорусы смотрелись очень достойно, признается Карней. Роботы-футболисты, которых спроектировали и запрограммировали Максим Шпилевский и Максим Климович (воспитанники Александра Францкевича), попали в тридцатку сильнейших.

© Sputnik / Вера ДашкевичКоманда "футболистов"
Команда футболистов - Sputnik Беларусь
Команда "футболистов"

Младшей команде в соревновательной категории не повезло с секретным заданием, хотя по итогам тренировочного раунда они прочно держались в Топ-15. Хорошо показали себя юные робототехники и в открытом конкурсе, презентовали автономную систему добычи полезных ископаемых.

Вообще все эти детские идеи, уверены белорусские тренеры, находятся под пристальным вниманием ученых. В качестве примера вспомнили эпизод с прошлой олимпиады, когда представители одной из российских инновационных компаний отметили работу команды, придумавшей массажное кресло для космоса.

Дрон с белорусской пропиской: как делают отечественные беспилотники

"Представители компании вышли на сцену и признались, что ребята подняли ряд вопросов, о которых инженеры Сколково еще не задумывались", — рассказывает Карней.

Это не игрушки

Все знают, что в Беларуси больше всех получают программисты — те, кто пишет игры или мобильные приложения. Про программистов-инженеров вспоминают реже, а ведь именно они обеспечивают прогресс, и в конченом счете работу создателям полезных системных продуктов.

"Все что вы видите в телефоне, функционирует при помощи, прежде всего, тонкого инженерного программирования, а потом уже программистов, дизайнеров и тех, кто специализируются на разработке операционной системы", — напоминает Францкевич.

© Sputnik / Вера ДашкевичБелорусские команды принимали участие в Всемирной олимпиаде роботов WRO
Белорусские команды принимали участие в Всемирной олимпиаде роботов WRO - Sputnik Беларусь
Белорусские команды принимали участие в Всемирной олимпиаде роботов WRO

С этой точки зрения страна должна была бы быть заинтересована в развитии в том числе образовательной робототехники. Но пока вниманием государства энтузиасты-тренеры и их воспитанники не избалованы. Хотя после такого нестыдного выступления на Всемирной олимпиаде все-таки надеются, что ситуация начнет меняться.

"Со мной связывались учителя, даже сельских школ, говорили: "Хотим, чтобы и у нас были такие занятия", даже готовы были направить учителя на переподготовку. Но где мы их будем принимать? Даже если мы обучим учителя, школе же нужен сертификат установленного образца о переподготовке преподавателя либо официальный документ, что он был на семинаре по образовательной робототехнике. Эти проблемы были бы решены, если бы у нас была своя Федерация по спортивной и образовательной робототехнике", — признается Францкевич.

Пока же тренеры-энтузиасты продолжают заниматься со своими мальчишками, настраивают их на большую работу, а еще на то, успех в любом случае будет зависеть только от них самих.

© Sputnik / Вера ДашкевичТренер команды Глеб Карней (слева)
Тренер команды Глеб Карней (слева) - Sputnik Беларусь
Тренер команды Глеб Карней (слева)

"Мы даем им очень хорошие базовые знания, но если они не будут дальше развиваться, причем развиваться сами, они останутся на детском уровне. Ведь Лего, с которым мы сейчас работаем, позволяет работать только с датчиками, нас не волнует, как они устроены, какое напряжение им подается, каким образом они передают информацию — мы это не настраиваем, у нас это все собрано в коробочку. Следующий шаг — ребята, узнайте, как это работает, научитесь понимать непростые сенсоры, расширьте свой спектр возможностей и тогда, возможно, когда вы станете взрослыми ребятами, из вас получится классный инженер-робототехник, который сможет сделать революционное", — говорит тренер команды, занявшей на WRO-2015 четвертое место.

Лента новостей
0