Вера Дашкевич, Sputnik
Белорусские команды принимали участие во Всемирной олимпиаде роботов WRO всего во второй раз, что неудивительно. Привлекать и увлекать детей конструированием и программированием роботов в республике начали лишь пять лет назад, причем делалось и делается это в большинстве своем силами энтузиастов. В мае прошлого года провели первый Роботурнир, затем второй и третий. Количество детей и подростков, заинтересовавшихся, как это все работает, ощутимо росло.
Но первая попытка заявить о себе на международной арене оказалась неудачной, зато в 2015 году сразу две команды оказались в Топ-30 WRO, причем одна из них остановилась в шаге от пьедестала.
Была цель выйти в финал
Обладатели четвертого места WRO-2015 — два минских гимназиста Алексей Быков и Богдан Капенкин — конструируют и программируют роботов около двух лет. Подготовкой к Олимпиаде занялись в январе, как только стало известно основное задание состязания. По итогам предварительной работы стало ясно, что у минских гимназистов есть все шансы выйти в финал, попасть в Топ-16, рассказал Sputnik тренер команды Глеб Карней.
![Два минских гимназиста Алексей Быков и Богдан Капенкин и Александр Францкевич (справа) Два минских гимназиста Алексей Быков и Богдан Капенкин и Александр Францкевич (справа) - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/101840/39/1018403986_0:0:2592:1936_600x0_80_0_0_9176836f59b218659714345a774e34fb.jpg.webp)
"Мы стабильно делали задание, за день до отъезда поставили робота на поле и раз 20 проехали, запороли только два или три раза, и то понимали, почему", — рассказал Sputnik тренер команды Глеб Карней.
По правилам, в день соревнования участники получают еще одно так называемое секретное задание. Это делается, чтобы отсечь участников, которым чрезмерно помогали взрослые, а также тех, кто имеет программы на все случаи жизни. Программа должна быть универсальной, реагировать на меняющиеся обстоятельства, а не вести робота по прописанному маршруту.
У команды Карнея была одна программа, которая теперь уже точно обеспечивала выход в финал. Более того, посмотрев на соперников, белорусы решили замахнуться на призовые места. Но для этого робота нужно было ускорить. Экспериментировать с роботом-участникам, по правилам соревнований, нельзя, потому белорусы решили собрать клона и смастерить поле. Лепили в буквальном смысле из того, что было.
![Робот, созданный минскими школьниками Робот, созданный минскими школьниками - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/101840/48/1018404879_0:0:2592:1936_600x0_80_0_0_a6d66e7ce4dd435aca51ff729568e528.jpg.webp)
"Мы в отеле на коленке собрали кусок поля из бумаги с ресепшн, изоленты немцев. Собрали такого же робота — на 75% из деталей роботов-футболистов второй белорусской команды и младших команд. И до трех часов ночи пытались все это ускорить", — рассказал тренер.
На следующий день в первой же попытке показали лучшее время. А потом немного ошиблись на короткой дистанции, в итоге всего секунду уступили обладателям третьего места — мексиканцам. Впереди оказались представители России и Тайваня.
В целом выглядели очень нестыдно
В этом году в Катар, где проходила Всемирная олимпиада роботов, приехали сразу семь белорусских команд. Часть выступала в соревновательной категории, как Быков и Капенкин, часть — в открытом конкурсе, то есть придумывали и представляли полезные изобретения.
В целом в этом году белорусы смотрелись очень достойно, признается Карней. Роботы-футболисты, которых спроектировали и запрограммировали Максим Шпилевский и Максим Климович (воспитанники Александра Францкевича), попали в тридцатку сильнейших.
![Команда футболистов Команда футболистов - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/101840/44/1018404459_0:0:2592:1936_600x0_80_0_0_c891482c298673ded24b97ca58f5ef34.jpg.webp)
Младшей команде в соревновательной категории не повезло с секретным заданием, хотя по итогам тренировочного раунда они прочно держались в Топ-15. Хорошо показали себя юные робототехники и в открытом конкурсе, презентовали автономную систему добычи полезных ископаемых.
Вообще все эти детские идеи, уверены белорусские тренеры, находятся под пристальным вниманием ученых. В качестве примера вспомнили эпизод с прошлой олимпиады, когда представители одной из российских инновационных компаний отметили работу команды, придумавшей массажное кресло для космоса.
"Представители компании вышли на сцену и признались, что ребята подняли ряд вопросов, о которых инженеры Сколково еще не задумывались", — рассказывает Карней.
Это не игрушки
Все знают, что в Беларуси больше всех получают программисты — те, кто пишет игры или мобильные приложения. Про программистов-инженеров вспоминают реже, а ведь именно они обеспечивают прогресс, и в конченом счете работу создателям полезных системных продуктов.
"Все что вы видите в телефоне, функционирует при помощи, прежде всего, тонкого инженерного программирования, а потом уже программистов, дизайнеров и тех, кто специализируются на разработке операционной системы", — напоминает Францкевич.
![Белорусские команды принимали участие в Всемирной олимпиаде роботов WRO Белорусские команды принимали участие в Всемирной олимпиаде роботов WRO - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/101840/42/1018404285_0:0:2592:1936_600x0_80_0_0_9813775b9ced394f2793e6624b81ac0d.jpg.webp)
С этой точки зрения страна должна была бы быть заинтересована в развитии в том числе образовательной робототехники. Но пока вниманием государства энтузиасты-тренеры и их воспитанники не избалованы. Хотя после такого нестыдного выступления на Всемирной олимпиаде все-таки надеются, что ситуация начнет меняться.
"Со мной связывались учителя, даже сельских школ, говорили: "Хотим, чтобы и у нас были такие занятия", даже готовы были направить учителя на переподготовку. Но где мы их будем принимать? Даже если мы обучим учителя, школе же нужен сертификат установленного образца о переподготовке преподавателя либо официальный документ, что он был на семинаре по образовательной робототехнике. Эти проблемы были бы решены, если бы у нас была своя Федерация по спортивной и образовательной робототехнике", — признается Францкевич.
Пока же тренеры-энтузиасты продолжают заниматься со своими мальчишками, настраивают их на большую работу, а еще на то, успех в любом случае будет зависеть только от них самих.
![Тренер команды Глеб Карней (слева) Тренер команды Глеб Карней (слева) - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/101840/47/1018404723_0:0:2592:1936_600x0_80_0_0_4d67cad292a53aff3ff4d8b67382ee9c.jpg.webp)
"Мы даем им очень хорошие базовые знания, но если они не будут дальше развиваться, причем развиваться сами, они останутся на детском уровне. Ведь Лего, с которым мы сейчас работаем, позволяет работать только с датчиками, нас не волнует, как они устроены, какое напряжение им подается, каким образом они передают информацию — мы это не настраиваем, у нас это все собрано в коробочку. Следующий шаг — ребята, узнайте, как это работает, научитесь понимать непростые сенсоры, расширьте свой спектр возможностей и тогда, возможно, когда вы станете взрослыми ребятами, из вас получится классный инженер-робототехник, который сможет сделать революционное", — говорит тренер команды, занявшей на WRO-2015 четвертое место.