Юлия Лиж, Sputnik.
Поняв, что никто не сможет объяснить женщине азы управления автомобилем лучше, чем женщина, Елена Босякова открыла в Минске автошколу "Элегия", чтобы больше ни одно прекрасное существо не запивало успокоительными хамство и бесцеремонность на дороге.
"Девушек нужно учить не так, как привыкли многие инструкторы. Ну ты что, не знаешь, что такое сцепление? Не знаю! Нам нужно объяснить доступным языком. Как держать дистанцию, как разворачиваться, кого пропускать", — рассказала собеседница Sputnik.
Мужчины считают, что мы должны прийти в автошколу и уже что-то знать. Для них-то это элементарно: разбираться в автомобилях. Каждый хоть раз да помогал кому-то копаться в моторе или менять колесо. Девушки считают иначе. Для замены колеса существует шиномонтаж. Для починки двигателя — автомеханик. Нам не нужно до мелочей вникать в то, что такое мотор и сцепление. Нам нужно знать принципы их работы.
Задав свой припасенный вопрос, я узнаю, что принцип работы сцепления — это две крутящиеся тарелочки с зубцами. Когда ты ставишь передачу и отпускаешь сцепление, эти две тарелочки начинают двигаться друг к другу, и когда они соединяются и двигаются вместе — машина едет. Вот так объясняют девочкам.
После нескольких заездов в гараж задним ходом, кажется, даже я, далекий от вождения и паникующий при мысли о парковке пассажир, начинаю понимать, как все это работает.
— Какой уголок первый дойдет до гаража?
— Левый.
— Правильно, на него и смотрим. Доезжаем до гаража. Как только доехала до первой палочки — остановись. И куда у нас должна поехать попа сейчас?
— Налево.
— Правильно. Налево до упора. Куда хотим, чтобы поехала попа, туда и крутим.
Когда в разговоре между учеником и инструктором преобладают слова "поняла" и "умничка", невольно расслабляешься и даже забываешь, почему планы научиться водить все время переносились. Смотрю в блокнот и все же вспоминаю: выбор автошколы — едва ли не самое сложное испытание на пути к мечте объехать за рулем полмира. Выбирать по советам, отзывам, цене или ту, что ближе к дому?
"Нужно выбирать инструктора. Если теорию вы можете выучить сами, то вождение — нет. Заниматься нужно там, где вы будете сдавать экзамены. По этому принципу, например, я и открыла автошколу: именно в том районе, где находятся маршруты ГАИ", — пояснила Елена Босякова.
Стоит учитывать еще один момент. На экзаменах в ГАИ сейчас принимают эстакаду, гараж и диагональ — и в большинстве автошкол этим и ограничиваются. Ни двориков, ни кругов, ни змеек. Доводят вас до экзамена, а как будете ездить дальше — уже не волнует. Поэтому, пожалуй, стоит сразу уточнять, подготовят ли вас ко всему многообразию наших дорог.
Владелица автошколы признается, что нет разницы между тем, кого учить — мальчиков и девочек. Есть разница в возрасте, координации движений, скорости реакции. Важно даже насколько часто человек сидит за компьютером. Потому что тогда он привыкает к автопилоту, к тому, что все делается за него. Мальчишки технически могут быстрей поймать что-то, но все же любому водителю вещи нужно объяснять доступно. Например, какой должна быть дистанция между машинами в городе, на светофоре? В правилах написано: безопасной. Но сколько это? Метр? Полтора? "Безопасно останавливаться так, чтобы нам были видны колеса впередистоящего автомобиля", — отметила собеседница Sputnik.
Сложнее, объясняет Елена, учить людей в возрасте. У них другая реакция, другое зрение. И на начальных этапах обучения вождению, когда нужно очень быстро реагировать на команды, многие ученики не справляются. Впрочем, как и многие инструкторы: теряют терпение, самообладание. Как тут не вспомнить о природном женском даре обучать и заботиться. Может, поэтому в женскую автошколу уже записываются и мужчины?
От теории переходим к практике. Выезжаем на эстакаду.
"Поднимаем ручник, подводим сцепление до вибрации, обороты упали, убираем ножку в сторону, добавляем газ 2000, смело держим, ножка замерла на газу, и медленно отпускаем сцепление до тех пор, пока машинка не поехала…", — командует корреспондентом-курсантом инструктор.
У меня получилось!
Открытие женской автошколы (в которую принимают всех, но инструкторы и преподаватели — только женщины) настолько же логично, насколько удивительно, что эту идею до Елены никто в Минске не реализовал.
Автошколы соревнуются в лучших ценах, сроках, автомобилях, но не в комфорте и спокойствии во время обучения. Насколько это важно? Узнаете, когда будете бежать на вождение в перерыве между первой и второй работой. Впрочем, все — вопрос личного выбора. Кому хочется учиться "жизненно", готовясь к нервозности и хамству на дорогах, должен иметь право получить и это.