Заявления о том, что нынешние дети, по сравнению с советскими, совершенно неуправляемые, безобразничают и не хотят учиться — стали уже общим местом. Про низкий уровень знаний среднестатистического выпускника тоже не сказал только ленивый. Другое дело — что с этим делать.
На минувшей неделе по проблеме в очередной раз высказался профессор Виктор Старжинский — предложил штрафовать родителей неугомонных школьников. Замечу, что преподаватель БНТУ уже несколько лет настойчиво и последовательно отстаивает идею "наведения порядка в школе через повышение дисциплины учеников". При этом он четко разграничивает понятия "дисциплины" и "насилия".
"Дисциплина, в отличие от насилия, держится на свободе личностного выбора как самодисциплины, подразумевает сознательные ограничения с целью повышения эффективности деятельности ", — писал еще два года назад Старжинский, обосновывая свой подход
Учить ответственности и приучать к дисциплине, по мнению Старжинского, должны родители — личным примером и уважительным отношением. То есть минимум мультиков и видеоигр, максимум — общения и воспитания. Все разумно и, наверняка бы, сработало, если бы не одно обстоятельство…
А что может рассказать и какой пример показать своему ребенку родитель, напрочь лишенный этого самого личностного выбора — причем в самых разных аспектах жизни. То есть, если средства позволяют, он, конечно, может выбрать колбасу в магазине. Перед властью, начальником, от которого зависит продление контракта, даже перед продавщицей той самой колбасы он чаще всего бесправен. И нет никакого личностного выбора, потому что нет места и возможности этот выбор отстоять — ну не в суде же. Взрослые живут в режиме насилия и перманентного сопротивления ему через дивиантное непослушание — выпили, нахамили, канализировали стресс от давления… И да, ребенок это все тоже видит, этому и учиться. Просто применяет схемы в доступных условиях.
Сама по себе идея четко прописанной реакции школы на непослушание ребенка, наверное, не так уж плоха. В недавнем нашем разговоре с репетитором Евгением Ливянтом также звучала мысль, что штрафы для родителей неугомонных школьников вполне себе рабочий инструмент. Последовательный реформатор тоже убежден в необходимости прописать в Кодексе об образовании права учителя — процедуры, которые позволили бы поддерживать порядок в классе.
"Там должны быть прописаны процедуры: если ученик срывает урок, учитель должен поступить таким образом. Например, отстранить от занятий на один день, затем на неделю, затем родители штрафуются. Такие процедуры есть во всех странах", — говорил Ливянт.
Это же, по сути, предлагает и Старжинский — штрафы для родителей, и в исключительных случаях перевод в спецшколу. Родители, понятное дело, прореагировали остро: от "опять не знают, как состричь деньги" до "пусть лучше учить научатся".
Предложения, разработанные профессором Старжинским и его коллегой членом Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Николем Скляром, направлены в профильную комиссию Совета Республики.
Но даже если их возьмут в работу, утвердят, начнут применять на практике, предположу, что дисциплинированных детей, ориентированных на "осознанную эффективную работу" больше не станет. Возможно, в классах станет тише. Администрация школ прессанет родителей рублем, родители, скорее всего, прессанут детей ремнем… То есть в наших условиях это история все-таки не про дисциплину, а про насилие, которое приведет к воспроизводству забитых и по случаю агрессивных.
В моем понимании перевоспитывать надо взрослых, учить той самой дисциплине — ответственности осознанного выбора. Но для начала этот выбор не плохо было бы дать.