Прошедший в курортном местечке Бурабай (Казахстан) саммит стран-участниц СНГ был в чем-то особенным и даже отличным от предыдущих таких встреч лидеров новых независимых государств. Именно так предпочитают на Западе называть группу стран, возникшую как Содружество Независимых Государств.
На этот раз мероприятие в рамках СНГ дополнилось еще и обсуждениями дел насущных в недавно возникшем Евразийском экономическом союзе, куда пока вступили пять членов СНГ. Эти встречи закрыли от прессы, что могло выглядеть интригующим и многообещающим для любителей разного рода сенсаций. Как правило, закрытый от посторонних формат предпочитают для больших, чем обычно, откровений участников и недопущения нежелательных трактовок в СМИ прошедших дискуссий.
Судя по некоторым событиям, а также информации, появившейся по ходу и после саммита, СНГ переживает самый критический этап в своей истории. Об этом свидетельствует и то, что одной из главных задач Содружества Владимир Путин назвал противодействие международному терроризму. И страны СНГ, по его мнению, также не должны оставаться в стороне от этого процесса хотя бы потому, что на стороне террористического "Исламского государства" сегодня воюют от пяти до семи тысяч выходцев из России и стран СНГ. В качестве примера борьбы с террористами Путин привел российскую операцию в Сирии.
Саммиты на фоне мятежа, инцидентов на границе и отставок
Будет не лишним напомнить, как в преддверии другого недавнего саммита в Душанбе, где собрались участники ОДКБ — оборонительной постсоветской структуры, произошел вооруженный мятеж во главе с замминистра обороны Таджикистана. Власти обвинили его и в связях с ИГ.
А накануне саммита в Бурабае, 12 октября, появилось официальное сообщение об освобождении от занимаемой должности министра обороны Кыргызстана и возбуждении против него уголовного дела. По данным спецслужб, была выявлена устойчивая коррупционная схема по незаконному использованию бюджетных средств в министерстве обороны КР.
Случайными или нет оказались такие совпадения по времени событий в Таджикистане и Кыргызстане с прошедшими там саммитами, остается неясным.
К декорациям нынешнего мероприятия можно добавить и разразившуюся дипломатическую "перестрелку" Ашхабада с Астаной. Туркменистан опроверг слова президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о неких инцидентах на границе с Афганистаном.
"Туркменская сторона выражает крайнюю озабоченность и непонимание в связи с подобным высказыванием казахской стороны о несоответствующей действительности обстановке на государственной границе Туркменистана", — говорится в официальном сообщении.
Кстати, сам туркменский президент саммит СНГ проигнорировал и, как стало известно буквально во время заседания президентов в Бурабае, направил своего министра иностранных дел с делегацией в Вашингтон — налаживать стратегическое партнерство. Отмечается, что подобные политические консультации приобрели регулярный характер. Белый Дом активно поддерживает региональные газопроводные проекты из Туркменистана, в особенности ТАПИ (Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия) и Транскаспийский газопровод через Азербайджан и Турцию в Европу.
Понятно, что такая поддержка США и поведение Туркменистана вызывают особый интерес в Кремле.
Переговоры в Ташкенте и планируемая встреча в Москве
Стал известен также и смысл прошедших накануне саммита СНГ переговоров в Ташкенте президентов Узбекистана и Туркменистана.
По данным официального туркменского источника, в числе стратегического направления двустороннего партнерства была названа сфера энергетики, в частности, строительство газопровода по маршруту Туркменистан — Узбекистан — Таджикистан — Кыргызстан — Китай, мощностью до 25 миллиардов кубометров газа в год. Наряду с уже существующим газопроводом из Туркменистана в КНР, пролегающим по территории Узбекистана и Казахстана, этот проект призван обеспечить серьезную экономическую выгоду его участникам.
Была подтверждена и готовность Туркменистана к совместной работе по созданию коридора по маршруту Узбекистан — Туркменистан — Каспийское море — Южный Кавказ с выходом на черноморские порты Грузии, Турции, Румынии и других стран.
Понятно, что и эти планы с участием коллег по СНГ привлекают повышенное внимание Москвы. По мнению некоторых экспертов, подобная активность с различными транспортными коридорами мимо России прямо противоречит ее стратегическим интересам.
Что касается таких интересов в союзной Беларуси, то во время саммита Александр Лукашенко и Владимир Путин договорились переговорить вдвоем в Москве.
"Я бы мог приехать в Москву, и мы бы с вами сели где-то на полдня и окончательно приняли решения по тем вопросам, по которым назрели решения", — предложил белорусский президент.
Надо полагать, видимо, что тогда и наступит ясность с пресловутой российской авиабазой в Беларуси, появления которой так ждут в политических кругах разных стран. Особенно соседних с РБ.
Итоги саммита в Бурабае
А пока для приехавших в Бурабай высоких гостей главным итогом саммита стали кадровые перестановки в Евразийской экономической комиссии ЕАЭС. Стало известно, что новым ее председателем в 2016 году должен стать вместо Виктора Христенко представитель Армении.
Интересно, что эта же страна в 2016 году будет председательствовать в ОДКБ.
Но ни в ЕАЭС, ни в ОДКБ не участвует такой член СНГ, как Азербайджан. Как известно, Ереван уже многие годы находится в состоянии войны с Баку. О необходимости как-то сдвинуть с "мертвой точки" карабахскую проблему и активизировать работу Минской группы ОБСЕ напомнил на саммите СНГ белорусский президент. По информации официальных СМИ, он также аккуратно высказался насчет эффективности СНГ и необходимости оптимизировать финансовые затраты на "декорации", вернее, содержание аппарата Содружества.
О реакции остальных коллег на эту и некоторые иные темы пока толком ничего не известно. Все же многие заседания на казахстанском курорте были засекречены. А появившиеся позже телеинтервью президента Кыргызстана и главы МИД Беларуси так и не смогли полностью удовлетворить любопытство тех, кто пытался заглянуть за декорации этого саммита. Разве что президент Узбекистана в своем жестком стиле подвел черту.
Так, государственное агентство УзА распространило такие суждения своего президента: "С появлением на постсоветском пространстве других межгосударственных образований повестка дня заседаний Совета глав государств и других уставных органов СНГ в подавляющем большинстве случаев носит общий, рамочный характер, внесенные в нее вопросы не имеют какого-либо отношения к ситуации, складывающейся сегодня на пространстве Содружества, — по сути, они оторваны от реальной действительности".
А реальность такова, что к существовавшим на пространстве Содружества карабахской и украинской проблемам добавились еще проблемы таких тревожных регионов, как Центральная Азия, Каспий и даже далекая Сирия. И только осознание всех участников постсоветского Содружества зависимости друг от друга без всяких декораций должно способствовать разрешению этих проблем. По-другому не получится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.