Музыкальная общественность и поклонники отпраздновали 75-летие со дня рождения крупнейшей музыкальной звезды современности, одного из создателей "Битлз" Джона Леннона.
Наследие ливерпульской четверки "ливером" ну никак не назовешь! Именно "Битлз" сумели запустить тренд, благодаря которому человек с электрогитарой становился "властителем дум", а порой и национальным героем… Эпохальное совпадение зрительских ожиданий и таланта породили феномен, который до сих пор переосмысливается и воспроизводится в различных концепциях и аудиовизуальных вариантах. До сих пор "битлы" являются некой точкой отсчета и эталоном жанра.
В советском воплощении их последователями были вокально-инструментальные ансамбли. По задумке идеологов из ЦК КПСС они должны были стать противовесом западной рок-культуре. ВИА в великом множестве возникали, функционировали, обрастали поклонниками, распадались и возрождались вновь. Это были такие творческие организмы, преданные определенной стилистике не только в музыке, но и в жизненном укладе. Это был живой и любопытный конгломерат творческих идей, их воплощений, относительно свободных нравов и легкого политического нигилизма.
В каждой советской республике были свои знаковые коллективы. В России "Ариэль", "Веселые ребята", "Поющие гитары", "Цветы", на Украине "Кобза", "Смиричка", "Червона рута", в Беларуси "Песняры", "Верасы" и "Сябры", в Молдавии "Оризонт", "Норок", в Грузии "Орэра", "ВИА-75", "Ялла" в Узбекистане и многие, многие другие. Это были объекты гордости и почитания зрителей, а порой мишени для критики и гонений со стороны музыкальных критиков и властей.
Как ни странно, но во многом благодаря изощренному иезуитству многочисленных худсоветов, курирующих ВИА, жанр обрел высокую профессиональную и эстетическую планку. Многие из песен тех лет и по сей день горячо любимы и востребованы. При всей тяге к подражанию иностранным группам, многим нашим артистам удавалось рождать некий приятный симбиоз, новый пласт советской музыкальной продукции, обладающий высоким качеством мелоса и интересных аранжировок.
Образы артистов, их костюмы отличались интеллигентностью и романтизмом (чего не скажешь о рэперах, например, чьим источником вдохновения, в большинстве случаев, являются представители огромной афроамериканской диаспоры, обремененные своеобразной погремушечной эстетикой).
Правдами и неправдами приобретались по баснословным ценам музыкальные инструменты "Гибсон", "Фендер", "Ямаха" и пр. Помимо "фирменной", на просторах страны "народными" умельцами изготавливалась "самопальная" аппаратура, хоть и уступающая в целом западной и японской, но местами вполне достойная. Существовал целый подпольный мир, торгующий этим "добром".
При всех издержках, 60-е, 70-е и 80-е были годами расцвета жанра, собиравшего стадионы восторженных слушателей. И это безусловная заслуга "Битлз" и Джона Леннона лично. Он был "Лениным" для всех музыкантов. За свою недолгую, сорокалетнюю жизнь он стал символом, иконой, ориентиром. Вечным маяком, вечным гуру. И пусть Господь, упокоив его душу в селениях праведных, воздаст Джону должное за талант, за Любовь и за его исключительность. И простит его за знаменитое богохульство, приравнивающее "Битлз" к Иисусу.
Мне кажется, что повторение феноменального успеха "битлов" сегодня не возможно. Отнюдь не из-за отсутствия талантов, а по причине совершенно иной. Сегодняшний информационный шквал не подразумевает концентрации внимания на определенном явлении, да и музыка в массовом сознании занимает уже совсем иное место. Сегодня это не пища для ума и души, а скорее некий фон, сопровождающий быструю смену событий в угоду времени, которое сжимается на глазах. Устои цивилизации претерпевают быстрые изменения, а затянувшаяся пауза в искусстве скорее говорит о грядущих переменах во взглядах на все, начиная с моды, и заканчивая коренным мышлением человека. Дай Бог, чтобы к лучшему…
Вовек не гаснущей звездой
На небосклоне дней,
Поет струною Волшебство —
"Hey, Jude" и "Yesterday"…
Чьи образы на много лет
Вошли в умы и кровь,
Чьи песни излучают свет,
Волнуя вновь и вновь…
Хоть Джон и Джордж в расцвете лет
Душою вознеслись,
Но с нами Ринго, с нами Пол
И вечно с нами "Битлз"…
***Мнение автора может не совпадать с позицией редакции