Артём Кирьянов, Sputnik.
Леонид Головач, обвиняемый в убийстве фермера Александра Березявко, во время судебного слушания изменил показания, данные им ранее в качестве свидетеля и подозреваемого.
В понедельник суд Пинского района и города Пинска после перерыва возобновил слушания по делу об убийстве фермера Александра Березявко. 7 января нынешнего года мужчину отвезли вглубь леса, где выстрелили в него семь раз. Тело облили бензином и подожгли. Мотивом преступления стал денежный долг фермера перед Анатолием Якубчиком из той же деревни.
Обвиняемый Якубчик 5 октября повесился в камере Барановичского СИЗО. Его сын и второй обвиняемый Эдуард Якубчик от выступления в суде отказался, сославшись на плохое самочувствие.
Его друг и третий обвиняемый по делу Головач на протяжении двух часов рассказал суду о том случившегося.
"Он кричал: пацаны, не надо, я все отдам, отпустите меня!"
На первом после двухнедельного перерыва заседании Головач представил свою версию того, что случилось в Молотковичах на Рождество.
"Я поддерживал показания Эдика. Я могу дать показания еще раз. С какого момента начинать?", — спросил обвиняемый.
"Мы вас ни в чем не ограничиваем", — ответила судья Нина Герасимук.
Вечер того дня Леонид решил провести со своей девушкой Ольгой. Он купил цветы и конфеты и отправился к ней в гости. Но через некоторое время они повздорили, а на мобильный Леонида позвонил младший Якубчик. Парни договорились о встрече. Эдуард забрал Головача со стоянки у авторынка.
"Мы поехали в Молотковичи. Я хотел купить воды в городе, но Эдик сказал, что в деревне есть кафе и можно купить там", — продолжил Головач. По дороге Якубчик рассказал, что его отец хочет поговорить с одним человеком, но тот скрывается. И что отец попросил сказать ему, если он его вдруг увидит.
"Но я не знал, о чем он хочет с ним поговорить", — отметил Головач.
Когда обвиняемый зашел в кафе, там было примерно десять человек. По словам Головача, на людях он зацикливаться не стал и просто купил воды. Эдуард после этого позвонил отцу, однако разговора Леонид не слышал. Через некоторое время молодые люди увидели на железнодорожных путях того самого человека, о котором говорил отец Якубчика.
"Эдик взял биту из-под сиденья и пошел к нему. Я только видел, как он замахнулся. Там было темно", — рассказал суду обвиняемый, уточнив, что стал помогать другу затащить мужчину в машину.
"Он сопротивлялся, но мы повели его к багажнику и закрыли. Я взял за ноги, Эдик за руки. Положили его лежа боком", — уточнил Головач. Потерпевший, по его словам, стучал по крышке багажника и кричал.
"Я сказал, что это не наше дело, и мы пошли назад"
Парни выехали за Молотковичи, когда Эдуард позвонил своему отцу и сказал, что человек у них и его можно забирать. Автомобиль съехал на гравийную дорогу. Вскоре подъехал Якубчик-старший на своей машине.
Первым к багажнику подошел Анатолий. Леонид же стоял у пассажирской двери и не видел происходящего. Как понял обвиняемый, похищенного человека переложили в багажник другого авто. Вместе с Эдуардом он уехал в Молотковичи, но звонок Анатолия заставил их вернуться на ту же дорогу в километре от прежнего места. Там Эдик пересел в машину отца, а Леонид поехал на втором авто за ними.
"Я отстал и заблудился. Позвонил Анатолию. Он сказал, будет ждать меня на обочине с включенной аварийкой. Когда я их нашел, Якубчик-старший велел пересесть к нему в машину. Я сел сзади за водителем. Не знаю, почему я не спросил, для чего", — рассказал суду обвиняемый.
Всю дорогу мужчина в багажнике кричал, что все отдаст. Когда машина остановилась, Леонид схватил Эдуарда за руку и повел в обратную сторону.
"Я сказал, что это не наше дело. Я подразумевал, что отец Эдика хочет только поговорить с этим человеком", — отметил Головач.
По его словам, только в дороге он понял, что речь идет о долге. И не слышал выстрелов, как утверждал раньше.
"Может, и слышал, но не придал этому значения. Я сказал о выстрелах, потому что оперативный сотрудник говорил о них", — заявил в суде фигурант дела.
Когда парни вернулись в Молотковичи, на выезде из деревни Эдик сжег в костре канистру и белый пакет.
"Я понимал, что что-то произошло, не мог уснуть и в таком состоянии не смог бы работать", — сказал Гловач, пояснив, что на следующий день взял отпуск за свой счет. Вместо работы друзья заехали в магазин стройматериалов, купили билеты на поезд и выпили кофе на вокзале.
"Что ваши учителя говорили в воскресной школе? Расскажите все искренне"
Судья Нина Герасимук не поверила в искренность обвиняемого.
"Мне кажется, вы не до конца что-то говорите. При оценке ситуации может возникнуть недоверие. Я так понимаю, это ваша мама постоянно молится? И вы ходили в воскресную школу. Думаю, основы истины вы там почерпнули. Что ваши учителя говорили? На основании этих десяти заповедей и все законы построили. Расскажите нам, пожалуйста, все искренне", — попросила в конце заседания она.
Также ее заинтересовал внешний вид фигуранта в день убийства.
"Почему вы были в спортивных штанах? На свидание теперь так ходят?" — спросила судья. Обвиняемый объяснил, что оделся потеплее.
"Вы ведь понимаете, что я могу рассматривать это, как факт, что вы заранее знали, куда идете?", — продолжила допрос Герасимчук.
Головач в ответ еще раз подчеркнул: думал, что все дело выльется только в разговор.
"Я просто повздорил с девушкой. Это стечение обстоятельств. Мне было страшно. Я понимал, что нарушил закон. Если бы я мог, я бы просто ушел оттуда. Но какой-то ступор напал", — сказал он суду.
Свою вину в убийстве он так и не признал.
"Я признаю, что мы с Эдуардом похитили человека. То, что мы затащили его в багажник, уже преступление закона. Но мы его не убивали", — заявил обвиняемый.