Официальный Минск рассчитывает на начало полноценной нормализации отношений между Беларусью и ЕС уже в самое ближайшее время. Судя по всему, для этого процесса сложились все необходимые составляющие для обеих сторон.
По неофициальной информации, ЕС готов частично приостановить действие санкций против высшего военно-политического руководства Беларуси, включая главу государства Александра Лукашенко. Предполагается, что это решение ЕС может принять уже 31 октября, хотя ранее сообщалось о готовности Брюсселя пересмотреть свою санкционную политику лишь в конце этого — начале следующего года. При этом речь пока что идет лишь о заморозке санкций в отношении Беларуси. Планируется, что 31 октября санкции в отношении официального Минска будут продлены еще на год, но в то же самое время их действие будет приостановлено, что открывает возможность начать диалог на высоком политическом уровне между Беларусью и ЕС.
Отмечу, что по факту этот диалог и так уже ведется. С момента начала украинского кризиса Минск посетили главы нескольких ведущих европейских государств (германский канцлер Ангела Меркель и французский президент Франсуа Олланд), а также еврокомиссары и другие европейские чиновники, даже не смотря на решение о заморозке контактов на высшем политическом уровне, принятом ЕС в 2011 году.
Четыре причины
Есть несколько причин, из-за которых ЕС решил начать процесс пересмотра санкций в отношении Беларуси раньше, чем ожидалось ранее.
Первая — техническая. Ранее белорусские власти выполнили одно из обязательных условий для разморозки отношений с ЕС, освободив шестерых лиц, которых Брюссель считал политическими заключенными. Готовность Брюсселя приостановить действие санкций в отношении Беларуси — это ответный шаг, призванный сформировать атмосферу взаимного доверия и уважения. Тем более что белорусские власти неоднократно настаивали на том, что это необходимый жест со стороны ЕС.
Вторая причина является символической. Во многом, это оценка со стороны ЕС вклада белорусской стороны в организацию переговорного процесса в Минске по украинскому кризису, а также нейтральной позиции Беларуси в контексте геополитической напряженности между Россией и Западом. Для ЕС, испытывающего сегодня на себе давление внешних кризисов на Ближнем Востоке и в Восточной Европе, важно поддерживать доверительные и предсказуемые отношения с Беларусью, выступившей своеобразным донором региональной безопасности стабильности в контексте украинского кризиса и "новой холодной войны".
Следующая причина связана с желанием ЕС продемонстрировать белорусским властям долгосрочный характер нормализации отношений. Именно по этой причине в ЕС, судя по всему, решили не затягивать с процессом пересмотра санкций и создать основу для восстановления контактов на высшем политическом уровне. Также данное решение призвано подкрепить стремления белорусских властей провести нынешние президентские выборы в соответствие с хотя бы минимальными ожиданиями европейской стороны.
Несмотря на то, что в ЕС фиксируется некоторый прогресс в сфере демократизации общественно-политической жизни в Беларуси, тем не менее, некоторые претензии до сих пор сохраняются. Однако в нынешних условиях европейская сторона готова пойти на частичную заморозку санкций, ожидая от белорусских властей позитивной динамики процесса демократизации в дальнейшем. Все указывает на то, что белорусские власти пытаются провести нынешнюю президентскую кампанию в соответствие с ожиданиями западных партнеров, прежде всего, в плане хотя бы частичного соответствия стандартам ОБСЕ.
Наконец еще одна причина кроется в том, что в ЕС не могут не замечать того военно-политического давления, которое сегодня испытывает на себе Минск со стороны Кремля, особенно в связи с созданием российской авиабазы на территории Беларуси. Многие европейские страны обеспокоены изменением нейтрального статуса Беларуси в контексте "новой холодной войны". Поэтому заморозка европейских санкций открывает окно возможностей для белорусских властей для внешнеполитического балансирования.
Формальные рамки
Если говорить о среднесрочной перспективе нормализации отношений между Беларусью и ЕС, то существуют определенные рамки, за которые этот процесс вряд ли выйдет.
Прежде всего, речь идет о том, чтобы сформировать договорно-правовую основу для белорусско-европейских отношений. Некоторые торгово-экономические вопросы до сих пор регулируются соглашениями советской эпохи, а отсутствие базового соглашения о сотрудничестве и партнерстве существенно ограничивает возможности сотрудничества между Минском и Брюсселем.
Также очевидно, что это не может быть Соглашение об ассоциации между Беларусью и ЕС. Белорусские власти никогда не имели подобных амбиций. Более того, в силу участия Беларуси в ЕАЭС это не представляется возможным. Поэтому Минск заинтересован найти такой формат сотрудничества, который бы соответствовал потенциалу двухстороннего сотрудничества и в то же самое время не ставил под сомнение формальные обязательства Беларуси в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Важно и то, что сегодня ЕС готов обсуждать данные форматы.
В практическом же плане белорусская сторона заинтересована расширении торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с ЕС, прежде всего, в доступе к европейскому рынку капитала и технологиям для модернизации собственной экономики и преодоления кризисных тенденций в ней, а также реализации совместных проектов в сфере транспорта, энергетики, IT и др.
Очевидно, что динамика процесса нормализации отношений между Беларусью и ЕС во многом будет зависеть от того, насколько тихо и спокойно пройдут президентские выборы. В случае отсутствия серьезных провокаций со стороны внешних сил, а также некоторой части белорусской оппозиции, уже объявившей о намерении срывать процесс легитимизации результатов президентских выборов и осудившей желание ЕС заморозить санкции в отношении официального Минска, как и непродуманной реакции на них со стороны белорусских властей, белорусско-европейские отношения ждет эпоха новых возможностей для построения взаимовыгодного сотрудничества.