МИНСК, 8 окт — Sputnik. Первые слова благодарности, произнесенные Светланой Алексиевич на камеры и диктофоны белорусских журналистов, были обращены к Алесю Адамовичу и Василю Быкову.
Светлана Алексиевич приехала на свою первую пресс-конференцию в качестве Нобелевского лауреата на автомобиле шведского посольства. Во дворе дома, где находится редакция газеты "Наша Нива", ее встречали несколько десятков журналистов, которые более десяти минут атаковали писательницу вопросами и не пускали в здание. На просьбы журналистов о блиц-интервью до начала основной пресс-конференции Алексиевич ответила: "Холодно, не могу находиться на улице, не так здорова".
"Это не только мне награда. Я думаю, и вообще о культуре, и нашей маленькой стране, которая и сейчас в каких-то жерновах. Меньше всего, я не буду скрывать, это была сильная личная радость и тревога, потому что великие тени — Бунин, Пастернак — слишком великие. Это очень серьезно", — заявила писательница на пресс-конференции.
Она сказала, что в первую очередь хотела бы поблагодарить своих учителей — Алеся Адамовича и Василя Быкова.
Особо она отметила Быкова. "Как ставят голос, он поставил мне машину мышления", — сказала нобелевский лауреат, отметив, что сейчас равного ему никого в белорусской культуры не знает. Призналась она также и в том, что не хочет "опускать планку".
Писательница ответила и на упреки в том, что она пишет на русском, а не белорусском языке.
"Я пишу об эпохе Союза, и там говорили все на русском языке. Вообще, я — человек белорусского мира, а также русской культуры. Я считаю себя человеком мира. Мы все — один вид, люди", — подчеркнула Алексиевич.
Она пояснила, что пишет о человеке-утопии, о красном человеке. "Мои герои — и белорусы, и русские, и татары, и цыгане, — поделилась писательница, назвав себя космополитом.
"Я не ненавижу, я люблю русский народ, люблю белорусский народ, у меня родственники со стороны белорусов, я в четвертом поколении сельский учитель, это моя родина и моя земля. И в то же время моя мама и моя бабушка — украинки. Я очень люблю Украину", — поделилась нобелевская лауреатка.
По признанию Алексиевич, ей за несколько часов пришло несколько сотен писем. Она сказала, что ее уже поздравил глава Роскомнадзора РФ, а со стороны белорусский властей пока еще никто.
Писательница рассказала о случае, когда по пути из Берлина к ней подбежал молодой человек и попросил автограф на пачке сигарет. "Я не люблю публичность, но есть минуты, когда ты думаешь: значит, что-то ты делаешь, раз интересуешь, цепляешь человека", — призналась Алексиевич.
Она подчеркнула, что не хотела бы узнаваемости на улице, чтобы "не быть как Киркоров". "Но приятно, если во мне находят приятного собеседника", — сказала Алексиевич.
Алексиевич: я бы проголосовала за Короткевич
Писательница не планирует идти на президентские выборы, но ей симпатична активистка "Говори правду!" Короткевич.
"Я не думаю, что это подсадная утка (Короткевич — Sputnik). Она мне нравится, у нее нормальная риторика — не как у политиков-мужчин", — рассказала Алексиевич.
Писательница сказала, что не планирует идти на выборы, так как "и так понятно, кто победит". "Но бойкотировать выборы никак нельзя, мне не нравится эта идея", — резюмировала писательница тему с грядущими выборами.
Алексиевич выразила сожаление о том, что "с нами нет сейчас Василя Быкова". По ее мнению, Беларуси не хватает интеллигенции.
Писательница не взялась комментировать то, станет ли ее мнение весомее после получения Нобелевской премии.
Светлана Алексиевич пишет две книги
Алексиевич не уточнила, когда можно будет прочитать ее новые произведения.
Писательница одновременно работает над книгой о любви и над книгой о старости.
"Есть новое поколение — тех, кто хочет счастья, любви. О них я пишу одну книгу, нетипичную для русской культуры. Вторая более типична — мрачная, о старости и конце жизни", — рассказала Алексиевич.
Писательница не уточнила дату выхода своих новых книг. Между прошлыми романами был интервал в несколько лет.
Премия оплатит свободу Алексиевич
"Мне позвонили из Нобелевского комитета за несколько минут до того, как об этом узнали все", — рассказала писательница.
Алексиевич рассказала и то, куда она потратит денежный приз. "Все мои премии — ими я плачу за свою свободу. Я пишу книги по 5-10 лет, и эти деньги я трачу на то, чтобы жить", — сказала Нобелевская лауреатка.
Писательница призналась, что комфортнее всего ей пишется дома.