Вера Дашкевич, Sputnik.
О той войне в Беларуси говорят так много и часто, что, кажется, на эмоциональном уровне тема начинает терять свою значимость. Есть общие слова, известные цифры, готовые фразы, но нет личного понимания того, что было и что конкретно для тебя значит та история.
Инициатор выставки проекта "Успеть показать…" минчанка Майя Кацнельсон признается, что до определенного момента тема войны ее трогала не особо.
"Как бы это ужасно не звучало, война никогда не вызывала у меня интереса. Возможно потому, что эта тема слишком заезжена в нашей стране, возможно, из-за того, как эта история преподносилась в школе… Но когда я увидела эти фотографии, реальных людей, их глаза, у меня появилось ощущение, что я проживаю историю каждого героя", — рассказала Кацнельсон в интервью Sputnik.
Фотографии — около 170 снимков — принадлежат семье Бородулиных. Это лишь часть их огромной коллекции, в которую входят раритеты советской фотохроники за весь период — с 1917 по 1991 годы.
Бородулины
Как признался на открытии минской выставки Александр Бородулин, военная часть коллекции — это очень личная история. По многим причинам. Но прежде всего потому, что та война оставила его практически без родственников.
"Это и 12 братьев и сестер моей бабушки, которые погибли в Бабьем Яру. И мой дядя со стороны матери, который пошел в ополчение и погиб под Москвой, когда им выдавали одну винтовку на 20 человек. Это и мои родственники в Польше, которые канули непонятно куда. Все погибли", — рассказал на открытии Бородулин-младший.
Его отец, Лев Бородулин, прошел всю войну от Москвы до Берлина, был дважды ранен. С фронта привез трофейную Лейку, и чтобы заработать, стал фотографировать возвращавшихся с фронта бойцов. Карточки менял на хлеб. А потом ему дали задние — собрать летопись полка.
"Он начал ходить по знаменитым маститым фотографам. Они садились, вспоминали войну, а потом он платил за ужин, а они давали ему фотографии. Так началась эта коллекция", — рассказал на открытии Бородулин-младший.
Но львиная доля фотораритетов оказалась у Бородулиных уже в конце 80-х, когда началась перестройка. Часть фотоархивов оказалась под угрозой уничтожения, а старые военкоры, порой, без средств к существованию. Александр начал эти архивы скупать.
Альбом 18+
Так у Бородулиных оказался архив Евгения Халдея — одного из самых известных фотокорреспондентов Второй мировой. Со своей Лейкой Халдей прошел всю войну от Мурманска до Берлина, снимал поражение японцев на Дальнем Востоке, Потсдамскую конференцию, водружение флага над Рейхстагом и подписание акта о капитуляции Германии. За все эти фото Бородулин выложил, по его словам, приличную сумму, эквивалентную стоимости московской квартиры.
Но часть работ — причем уникальных, нигде ранее не публиковавшихся — Халдей отдал коллекционеру бесплатно. Бородулин-младший рассказал, как случайно наткнулся на них, аккуратно сложенных в отдельную папку, когда пришел к старому фотографу отбирать работы.
"Там были зверства фашизма — повешенные люди, трупы… Оказывается, в войну он собирал свидетельства зверств фашистов, и потом хранил их всю свою жизнь", — рассказал коллекционер.
На просьбу Бородулина-младшего продать ему и эту папку, прославленный фотокор ответил: "Нет, продавать это не буду. Отдам так".
"Я думаю, в тот момент он уже плохо себя чувствовал, понимал, что квартира в Москве является бесценным даром для родственников, и что последнее, о чем они будут думать — это его фотографии и коллекция, собранная в войну. Он передал мне это совершенно бесплатно, чтобы я это сохранил и показывал. Часть фотографий здесь присутствует", — рассказал Бородулин.
Страшные фото доступны для просмотра только взрослым — они спрятаны в отдельном альбоме с грифом "18+".
Известные кадры и неизвестные авторы
Но и в основной экспозиции, которая размещена в свободном доступе, есть на что посмотреть. На отчаяние первых дней войны, на то, как бежали по бездорожью бабы с испуганными детьми. На разруху и потерянных-растерянных сирот. Под такими фотографиями, кстати, чаще всего нет никаких данных — неизвестно, кто, когда и при каких обстоятельствах делал эти снимки.
"Думаю, что в свое время эти фотографии просто было запрещено показывать по идеологическим соображениям", — предположила Кацнельсон.
Естественно, на выставке представлены и хрестоматийные снимки, без которых сложно представить военную историю — знамя над Рейхстагом и встречи победителей на улицах освобожденных городов. Но рядом можно увидеть и совсем иные ракурсы тех дней — стаю гусей, позирующих на фоне брошенного танка, или мальчишек, облепивших танк и салютующих советской авиации.
Даже среди строгих протокольных кадров есть совершенно невероятные карточки — к примеру, снимок Самария Гурария, который запечатлел момент встречи президента США Рузвельта и премьера Великобритании Черчилля в Крыму в 1945-м. Они только что увиделись на улице, тянутся пожать руки через капот машины.
Инициатор выставки признается, что работа над экспозицией далась ей непросто — слишком много чужих историй и эмоций пришлось пропустить через себя. Но у нее была цель — успеть показать, чтобы задуматься сейчас и не повторить никогда. Эта цель стала слоганом выставки.
Выставка "Успеть показать", организованная компанией "Окто групп" совместно с Белорусским государственным музеем истории Великой отечественной войны при поддержке государства Израиль, будет работать в музее с 1 октября по 15 ноября.