Операция "Внимание, 90 тысяч рублей!"

© Sputnik / Виктор ТолочкоИнспектор ГАИ
Инспектор ГАИ - Sputnik Беларусь
Подписаться
Пустяковый случай с невключенными фарами во время проведения ГАИ профилактического мероприятия заставляет задуматься, почему на дороге за все надо платить и поможет ли это повышению культуры вождения.

Валерий Булавский, Sputnik

Взаимоотношения водителей и ГАИ — тема из разряда "вечных". Практический у каждого автомобилиста припасена история о том, как с ним несправедливо обошлись на инспекторы ДПС, а он при этом был абсолютно невиновен. Таких историй мы вам пересказывать не будем, а расскажем о ситуации, в которую недавно попал наш коллега, который как раз полностью признал свою вину, от его нарушения никто не пострадал и он был готов все исправить прямо на месте одним движением руки. Но не тут-то было…

Дело было среди ясного дня. На пригородной развязке стоял мобильный пост ДПС, который уже облепили несколько легковушек. Работа инспекторов была поставлена на поток: один останавливал машины, два других оформляли протоколы и принимали деньги в оплату штрафа. У всех было одно и то же нарушение: машины двигались без включенного света фар. Инспектора лаконично объясняли водителям об акции "Внимание, дети!", которая проводится в республике с 25 августа по 5 сентября, когда машины в любое время суток должны двигаться со светом. Далее следовал молчаливое составление протокола и простой практичный вопрос, адресованный водителю: "Наличными или по карточке?" Просили 0,5 базовой величины.

Коллега — водитель со стажем — был слегка ошарашен: 90 тысяч рублей за что?.. С инспектором он не пререкался, справедливое замечание принял во внимание и готов был продолжить путь уже в соответствии с ПДД. Остановили — поговорили, предупредили, т.е. в акции ГАИ человек и так поучаствовал. Особо следует отметить, что его остановили на трассе, рядом не было даже пешеходных переходов, не говоря уже о школах и детских садах. Максимум — предупреждение.

"Инспектора предупреждения больше не выписывают. Мы составим протокол, изымем у вас права, и вам придется идти к начальнику ГАИ по месту жительства. Только он может принять решение о выписке предупреждения. Но зря потеряете время", — наперебой объяснили сотрудники Минской областной автоинспекции. Оформили протокол, выписали временное удостоверение и отпустили.

Теперь водитель будет ждать, когда ему придет приглашение к начальнику ГАИ, который будет лично разбираться в этой очень "непростой" ситуации.

Вопрос №1: как водителю узнать об акции?

В ПДД действительно есть пункт 166.9, в соответствии с которым водители должны двигаться с включенным ближним светом фар в светлое время на период проведения министерством внутренних дел республиканских комплексных мероприятий по безопасности дорожного движения. Проблема — как водителю узнать о времени и месте проведения этих мероприятий. Они утверждаются решением министра, являются внутренним документом МВД и распространяются на сотрудников МВД. У посторонних к этому документу доступа нет.

Ни в коем случае не хотим обидеть коллег из МВД, обеспечивающих максимальное информирование об акции "Внимание, дети!" по всем каналам телевидения, радио, информагентств. Они стараются и действительно достигают максимального охвата аудитории. Но одно дело — выступления в прессе, а совсем другое — правовая основа нарушения и наказания.

Во время движения водитель руководствуется ПДД, знаками и дорожной разметкой, сигналами светофора и регулировщика, но не как не телевизионным сюжетами. У человека может тысяча причин пропустить важную и нужную информацию: был в командировке, копал картошку, нет денег на подписку, сломалась телеантенна…

По белорусскому законодательству, уже несколько лет, как все нормативно-правовые акты, затрагивающие интересы граждан и организаций, официально публикуются на Национальном правовом интернет-портале. Информации о "Внимание, дети!" там нет. А в правовом государстве секретных правовых актов быть не может: все, что имеет правовые последствия, должно быть публично, и все должны иметь доступ к первоисточнику.

Вопрос №2: для чего проводится акция?

Ответ, казалось бы, очевиден: чтобы привлечь внимание водителей на время потенциально опасных периодов до и после детских каникул. Конечно, с помощью штрафа внимание на этом вопросе заострят очень убедительно. Но, наверное, для начала надо как-то помягче: обойтись добрым словом, напомнить, как вести себя правильно. Эффект будет не меньшим.

Плюс имидж Госавтоинспекции будет формироваться не в русле карательного органа, а как службы, которая стремиться повысить культуры вождения и найти общий язык с участниками дорожного движения.

Вопрос №3: почему такой штраф?

За неопасные нарушения ПДД предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа до 0,5 базовой величины. Т.е. законодатель предусмотрел довольно большую "вилку": от письменного предостережения до взыскания символических денежных сумм. Здесь важно обратить внимание, что 0,5 базовых — это верхняя граница, а нижняя начинается от 0,1 базовой (18 тысяч рублей при нынешнем уровне).

Чего ожидать водителю, который первый раз допустил мелкое нарушение, тут же его исправил и поблагодарил инспектора за проявленную бдительность? Ну, не как не штрафа по максимуму!

Вопрос №4: почему решает начальник?

Проблема, согласитесь, пустяковая. Если бы коллега не проявил принципиальность и заплатил на месте, то ситуация превратилась бы в очередной анекдот из серии "Останавливает водителя гаишник…".

Но здесь даже трудно представить, какие новые обстоятельства дела, которые были скрыты от офицеров областного ДПС, могут неожиданно открыться начальнику ГАИ одного из районов Минска, куда поступит протокол для принятия решения о размере наказания.

Можно предвидеть стандартный перечень вопросов о наличии иждивенцев или тяжелой жизненной ситуации, не позволяющих оплатить штраф. Но в данном случае дело не во внешних обстоятельствах жизни "невольного участника" акции "Внимание, дети!", а в том насколько справедливо с него пытаются снять деньги.

И если начальник все-таки станет на сторону водителя, то все равно остается вопрос, почему этого нельзя было сделать на месте? Ведь никто не отменял статью 15.1 процессуально-исполнительного кодекса, по которой должностное лицо (в нашем случае — инспектор ГАИ) приводит в исполнение постановление о наказании предупреждением "путем объявления его лицу, подвергшемуся административному взысканию". Надо ли для этого тревожить начальство и плодить кучу бумаг? Или водителя сознательно "пускают по большому кругу", чтобы в следующий раз он даже мысли не допускал, что не за все нарушения обязательно надо платить?

P.S. Sputnik будет следить за развитием ситуации. 

Лента новостей
0