Ася Поплавская, Sputnik.
Корреспондент Sputnik изучила экспозицию первого в Беларуси музея тюрьмы.
Экскурсию по необычному музею проводил заместитель начальника исправительного учреждения по идеологической работе и кадровому обеспечению майор внутренней службы Юрий Крупович.
Он сразу предупредил, что для полноценной экскурсии понадобится минимум час. Когда мы завершали разговор, стоя у последнего экспоната музея, я поняла, что время пролетело незаметно. В этом музее — история не только тюремного быта, но и города, и Беларуси в целом. Здесь вы познакомитесь с еще одной — скрытой от глаз — стороной жизни предков.
История тюрьмы от ВКЛ до наших дней
Юрий Аксаверинович рассказал, что музей появился благодаря рабочему визиту в тюрьму министра внутренних дел генерал-лейтенанта Игоря Шуневича. Он посетил учреждение 23 апреля 2014 года, высоко оценил работу коллектива и сказал, что здесь должен быть музей, ведь учреждению почти двести лет, у него богатая история. В этом году "Тюрьма №1" в Гродно отмечает 195 лет с момента открытия.
Музей построили за год. Собирать материал для экспозиции помогали сотрудники и ветераны тюрьмы. По словам Круповича, его коллеги посетили более ста ветеранов учреждения и их семей. Те предоставили материалы, относящиеся к истории времени Великой отечественной войны и более современные фотографии.
Создатели музея очень плотно сотрудничали с сотрудниками Историко-археологического музея Гродно. Оригиналов в музее немного: только то, что удалось сохранить в стенах здания. Остальное делалось на заказ. Это очень качественные копии предметов быта заключенных. На стенах много репродукций, фотографий, ксерокопий важных документов.
Экспозиция музея охватывает время от времен Великого Княжества Литовского и завершается нашими днями. Начинаем экскурсию с изображений из истории наказаний, которые действовали во времена ВКЛ и Речи Посполитой. Здесь собраны репродукции и предметы, которые иллюстрируют наказания, которые применялись на территории Гродненской области. Это репродукция городской виселицы с гравюры 1568 года.
"Здесь — приспособления для клеймления, клещи для пыток. Это не копии, мы их сделали сами по имеющимся у нас архивным данным. Пытки во временя ВКЛ применялись очень часто. Не для того, чтобы причинить человеку боль, а чтобы проверить правдивость показаний, которые он давал в ходе следственных действий", — рассказывает экскурсовод.
Учебник по судебной медицине и небо в клеточку
Музей делится на две зоны. В первой воссоздан кабинет начальника музея тюрьмы конца XIX — начала XX века. Здесь много оригинальных предметов: резной деревянный стол, которому более ста лет, часы и стул начала прошлого века, карта центральной части европейской России, настольная лампа, письменные принадлежности. Воссоздали и форму того времени, которую носили тюремные работники.
Во время создания кабинета посотрудничали с коллекционерами и приобрели старинные книги: "Письмовник" начала прошлого века. В ней описано, как правильно нужно обращаться к руководителям тюрьмы. Также купили учебник по судебной медицине 1908 года.
Юрий Крупович обращает внимание на потолок первого зала музея: "Когда люди слышат про тюрьму, у них первая ассоциация — небо в клеточку. Мы решили воссоздать внутренний прогулочный дворик, через которые осужденные и видят такое небо, но все их помыслы рвутся к свободе, поэтому мы его разорвали… Попадая сюда, сразу окунаешься в тюремную обстановку".
В центре зала — внушительный макет гродненской тюрьмы, подробно показывающий все здания учреждения. Макет создан давно и находился в дежурной части. Создавая музей, было решено поместить его в качестве достойного экспоната. Чтобы рассказать о том, как строилась и видоизменялась тюрьма, можно обращаться к этому макету.
Рисунки Наполеона Орды и камера XIX века
Второй зал музея посвящен спецконтингенту тюрьмы. В Российской империи, как и на Гродненщине, широко применяли пытки. Начинает экспозицию второго зала фотография ката (палача) XIX века.
От палача требовался профессионализм, ведь несколькими ударами кнута можно было причинить боль или забить до смерти. Здесь же — копии колодки для наказаний, клейма "вор" и "кат", которыми клеймили каторжан.
На стене — карта Гродненской губернии, на территории которой находилось восемь тюрем, и рисунки Наполеона Орды, которые он выполнил в 1867 году, находясь в кобринской тюрьме. Его сначала подозревали в участии в восстании 1830-1831 годов, но после восстания Калиновского его арестовали за оказание содействия в его подготовке и проведении.
После рисунков Орды попадаем в камеру царской России, в которой сидели участники восстания 1863 года. Здесь есть нары, стол, стул и параша. Форма или тюремный халат выполнен по эскизам того времени. Можно увидеть письменные принадлежности — ими тогда пользоваться не запрещалось.
Особое внимание мой гид обратил на оригинальную плитку с еврейскими символами, которая была сделана в позапрошлом веке. Она находилась в учреждении, работники ее сохранили и определили в музей.
Под стеклом экспозиции, посвященной спецконтингенту — предметы, которые использовались арестантами для противоправных действий. Это самодельное оружие, кастеты, машинка для нанесения татуировок, приспособления для межкамерной связи и другие запрещенные поделки арестантов.
Центральное место в экспозиции второго зала занимает стенд с нашими знаменитыми предками, которые прошли через нары тюрем Гродненщины. Здесь вы увидите знакомые лица: художник и музыкант Наполен Орда, революционер Феликс Дзержинский, актриса Павлина Мядёлка, поэт Валентин Тавлай, писатель Пилип Пестрак, филолог Бранислав Тарашкевич и другие знаковые лица нашей истории.
Камера советского времени и история Великой отечественной
Для сравнения с камерой царской России в музее создана и камера советского времени: посадили манекен, набили ему масти. "Слон — смерть легавым от ножа". Такую масть набивали тем, кто противостоял администрации тюрьмы и любыми способами все нарушал.
Возвращаемся в первый зал. Здесь — история гродненской тюрьмы времен Второй мировой войны. Под стеклом много фотодокументов того времени, портреты ветеранов, которые после войны продолжали работать в гродненской тюрьме.
"Гродно бомбили с утра 22 июня до обеда следующего дня, пока в город не вошли немецкие войска. В то время полностью разбомбили часть корпуса тюрьмы и после окончания войны уже не восстанавливали", — рассказывает Юрий Крупович.
Внимание привлекают два манекена в полный рост, на которых — форма советского периода: парадная форма одежды и повседневная в плащ-накидке.
Создатели музея не обошли вниманием и современную историю тюрьмы в Гродно. Она запечатлена в фотографиях начальников учреждения, в снимках коллектива и знаменательных событий, который проходили на ее территории: совещания, спортивные мероприятия, самодеятельность.
Для тех, кто хочет более подробно изучить историю тюрьмы в Гродно, в музее установлен мультимедийный экран, в котором можно ознакомиться с исторической справкой и с несколькими фотоальбомами.
Пока в музей тюремного быта в Гродно не может попасть любой желающий. Проведение экскурсий осуществляется по предварительной записи для образовательных учреждений. "Мы пока не включены в сеть музеев Гродно, чтобы обеспечить общий доступ для всех. Этот вопрос пока прорабатывается. Если вы хотите группой попасть сюда, нужно писать обращение на имя начальника тюрьмы с просьбой посетить наш музей", — отметил Юрий Крупович.