Владимир Евсеев, заведующий отделом Института стран СНГ, специально для Sputnik.
Заседание Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) пройдет 14-15 сентября в Душанбе на уровне глав государств(Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Также запланированы Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны и Комитет секретарей Советов безопасности государств-членов организации.
Повестка этих мероприятий включает рассмотрение около 20 вопросов политического, военного, военно-технического и протокольного характера, а также принятие заявления глав государств-членов ОДКБ. При этом планируется уделить особое внимание путям эффективного реагирования на серьезные военно-политические вызовы, стоящие перед организацией. Они включают активизацию террористических и экстремистских группировок, дестабилизирующих обстановку не только у границ ОДКБ в Афганистане, но и на территории самих государств-членов организации.
На фоне обострения обстановки в Таджикистане
Накануне встречи на высоком уровне в Таджикистане произошли трагические события, связанные с противоправной деятельностью бывшего заместителя министра обороны генерал-майора Абдухалима Нарозода.
Он при поддержке своих сторонников 4 сентября организовал вооруженное нападение на министерство обороны республики в Душанбе и близлежащий отдел МВД города Вахдат, захватив большое количество оружия и боеприпасов. В результате погибло девять сотрудников правоохранительных органов, шесть — получили ранения. Позднее созданная Абдухалимом Нарозода радикальная группа укрылась в Рамитском ущелье, где была блокирована силовыми структурами Таджикистана. По дороге радикалы напали на воинскую часть, что привело к гибели таджикских военнослужащих. К настоящему времени 18 членов группировки Назарзода ликвидированы, а около 60 задержаны. Изъято более 500 единиц стрелкового оружия.
Факты перехода высокопоставленных представителей силовых структур Таджикистана на сторону радикалов-исламистов и ранее имели место. Так, весной 2015 года республику покинул бывший командир ОМОН полковник Гулмурод Халимов, который оказался в рядах "Исламского государства" и был убит летом в сирийском городе Мухасан. Причем ранее полковник Халимов проходил обучение по борьбе с терроризмом и в России, и в США.
Несомненно, что указанные события являются внутренним делом Республики Таджикистан. Но они ярко показывают, что ОДКБ необходимо реагировать не только на внешние, но и внутренние вызовы и угрозы, обусловленные социально-экономическими проблемами стран-членов организации. В том числе и на распространение в Центральной Азии идей терроризма и радикального ислама, нерешенность там водно-энергетической проблемы и многие другие причины, существенно ухудшающие внутриполитическое положение расположенных в регионе государств.
Разноплановые ответы на угрозы региону
По-прежнему серьезная внешняя угроза для государств ОДКБ исходит со стороны Афганистана, что проявляется в наркотрафике и нелегальном проникновении из этой страны различного рода радикалов. Для противодействия им ОДКБ проводит региональные антинаркотические операции "Канал" и операции по пресечению незаконной миграции "Нелегал".
Так, с 27 августа по 3 сентября нынешнего года в Таджикистане прошли тактико-специальные учения "Гром-2015" подразделений специального назначения антинаркотических ведомств и служб, внутренних войск, органов внутренних дел и безопасности государств-членов ОДКБ, выделенных в состав формирований сил специального назначения Коллективных сил оперативного реагирования. Эти учения позволили отработать совместные мероприятия (операции) по перекрытию каналов контрабандных поставок наркотиков и пресечения деятельности преступных групп на приграничной территории Республики Таджикистан. Они включают проведение поисковых и засадных мероприятий по перекрытию каналов контрабандных поставок наркотиков, а также по изъятию из незаконного оборота наркотиков, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Одновременно происходит наращивание военного потенциала Кыргызстана и Таджикистана. Так, национальная армия Кыргызстана в рамках деятельности ОДКБ получает вертолеты, реактивные системы залпового огня типа "Ураган", бронетранспортеры, стрелкового оружия, средства связи и разведки на общую сумму около 1,1 миллиарда долларов. В несколько меньших объемах военно-техническая помощь оказывается Таджикистану (на сумму 200 миллионов долларов в виде авиации, средств связи, артиллерийских систем, зенитных ракетных установок и стрелкового оружия). Эти поставки осуществляются за счет вооружений и военного имущества, стоящего на балансе Минобороны России. Рассматривается также вопрос о расширении программ бесплатного обучения в российских военных вузах граждан Таджикистана и Кыргызстана.
Помимо этого на саммите ОДКБ, который состоялся в Сочи в конце сентября 2013 года, было принято решение "Об оказании помощи Республике Таджикистан по укреплению таджикско-афганской границы". В рамках этой деятельности на первом этапе предполагается оснастить пограничные войска Таджикистана современными видами оружия, спецтехникой и другими необходимыми средствами, на втором — провести мероприятия по обустройству таджикско-афганской границы на основе межгосударственной целевой программы.
Как следствие, в середине августа 2015 года в республику была доставлена из РФ очередная партия вооружений и военного имущества. При необходимости, то есть в случае существенного обострения ситуации, для охраны таджикско-афганской границы могут быть задействованы расположенные в республике подразделения 201-й российской военной базы, срок действия которой продлен до 2042 года.
Но этого явно недостаточно, так как на центральноазиатском направлении сферы деятельности ОДКБ относительно хорошо охраняется только казахстанско-кыргызстанская граница. А Таджикистан и Кыргызстан продолжают использоваться радикалами в качестве транспортного коридора из Афганистана. Эта проблема усугубляется за счет незаконной выдачи кыргызстанских паспортов гражданам Афганистана, Пакистана и ряда других государств. Причем некоторые из них далее выезжают на Ближней Восток воевать на стороне радикальной организации "Исламское государство".
Таким образом, перед ОДКБ стоит большое количество как внешних, так и внутренних вызовов и угроз. Наиболее серьезную внешнюю угрозу представляет Афганистан — с исходящими оттуда угрозами планируется бороться за счет укрепления таджикско-афганской границы. Но, по-видимому, целесообразно рассмотреть вопрос и об укреплении границ Кыргызстана и Казахстана.
Ответить на внутренние вызовы и угрозы намного сложнее ввиду обилия в регионе различного рода проблем. ОДКБ может этому лишь способствовать за счет укрепления сотрудничества на политическом уровне, в сфере правоохранительной деятельности и по линии спецслужб. Но этого явно недостаточно. Одновременно нужно развивать взаимодействие в рамках Евразийского экономического союза и китайского интеграционного проекта Экономический пояс Великого шелкового пути.
По-видимому, все это найдет свое отражение как в работе предстоящего в Душанбе саммита ОДКБ, так и на полях мероприятий.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.