Виталий Чуясов, Sputnik.
Высотки и "кубики" торговых центров, перегружающие магистрали и дворы спальных микрорайонов. Архитектурная ценность поселка тракторостроителей и нового здания между цирком и рекой Свислочью.
Корреспондент Sputnik побеседовал с заместителем председателя Белорусского союза архитекторов, членом-корреспондентом Международной академии архитектуры Михаилом Гаухфельдом о том, что волнует сегодня жителей столицы и специалистов.
Иностранцы пришли в Минск
- В Минске все чаще появляются здания, которые спроектированы вашими зарубежными коллегами. Вы удовлетворены уровнем их работ?
— Да, новый торговый центр Арена-сити на проспекте Победителей в зеленом диаметре Минска создан итальянскими, здание Velcom по улице Интернациональной бельгийскими, а комплекс возле цирка российскими архитекторами.
Есть талантливые интересные здания, но есть очень много проходных проектов даже у архитекторов мирового уровня. Зачастую мэтр архитектуры считает, что едет в третьеразрядную страну заработать, соответственно, повторяет уже известные свои или чужие работы. Или молодые архитекторы залезают в интернет и копируют их работы — это такая форма глобализации в архитектуре.
К сожалению, Минск не исключение, и пока наш опыт отрицательный. Зарубежным архитекторам не хватает времени, а иногда и желания изучить градостроительную основу, историю и архитектуру страны, в которую его пригласили.
Надеюсь, у нас все-таки появятся интересные места, созданные по проектам иностранных архитекторов. Здания в узловых местах городов должны строиться в результате победы авторского коллектива в открытом архитектурном конкурсе с участием архитекторов всех стран и поколений. Было бы желание инвесторов и властей. Схемы проведения таких конкурсов давно разработаны Международным Союзом архитекторов.
Лакомый центр
- Сейчас для Беларуси новый тренд в строительстве общественных зданий — возведение высоток. Центральная часть города уже сейчас перегружена транспортом, а высотные здания являются мощным генератором трафика. Минчан волнует, не создадут ли новые небоскребы проблемы с трафиком?
— Минск застраивается по генплану, который не предусматривает высотного строительства в центре. По утвержденной концепции "Минскградо", город "воронкообразный": исторический центр остается нетронутым, а новые высотные здания располагаются в узловых точках на пересечении кольцевых и вылетных магистралей.
Один из примеров — это комплекс "Газпрома", который сейчас строится в восточной части города по проекту английских архитекторов. Надеемся, если позволит экономика, появятся и другие подобные объекты — места для них уже определены.
Но для любого инвестора самый "лакомый кусок" — это парк в центре города. Как только инвестор проталкивает свой объект, мы жертвуем скверами и парками. Например, на проспекте Дзержинского все гости города обращают внимание на достаточно интересный комплекс студенческой деревни. И вдруг на переднем плане появился зеленый домик торгового центра. Все мы были категорически против этого, но его все равно согласовали и утвердили.
Каменная ловушка
- Застройка периферии белорусской столицы, особенно таких микрорайонов, как Каменная горка, вызывает бурю эмоций у коренных минчан…
— У нас в Минске пока нет альтернативы крупнопанельному домостроению, оно сохраниться еще на десятилетия. Это самое дешевое, быстровозводимое жилье, которое в сочетании с инфраструктурой делает его достаточно комфортным.
Главная проблема там — транспортная. Крупнопанельные здания не позволяют делать подземные паркинги. В окружении Каменной горки вдоль МКАД предусматривались так называемые коммунальные зоны для строительства паркингов на 22 тысячи машино-мест. Ни один из этих проектов не реализован.
Другая проблема — внешний облик этих районов, который удручающе однообразен. Мы как архитекторы заинтересованы в том, чтобы на магистрали выходили здания с индивидуальным обликом. А все стандартные дома были в глубине застройки. Кстати, Минск застраивался по такому принципу последние 30 лет. Где-то получилось, где-то нет.
Кризис заставит наши заводы крупнопанельного домостроения — а это 75% застройки города — модернизировать базу и выпускать индивидуальные фасадные элементы для каждого здания или сокращать объемы работ. В других государствах, кроме стран бывшего СССР, вообще запрещено повторять постройки по одному проекту.
Коттеджный вопрос
- Что вы думаете о сохранении в центральных районах Минска усадебной застройки? Белорусская столица и так является одной из самых компактных европейских столиц. И землю в центре можно было бы наверняка использовать рациональнее, чем под коттеджи.
— Понятно, что это не от хорошей жизни. Город можно было бы застраивать комплексно — так, как он застраивался с 50-х годов XX века. И получить интересные ансамбли средней этажности в 3-7 этажей. Но во всем мире застройка городов чередуется: коттеджная, многоквартирная и так далее.
Не думаю, что застройку в центре Минска можно назвать коттеджной. Долгое время эти дома находились "под сносом", и их хозяевам не разрешали реконструироваться, расширяться. Но речь идет о самых лакомых "кусках" городской территории, обеспеченных инфраструктурой. И как только начнут давать разрешения, уверен, эти районы превратиться в обычную европейскую коттеджную застройку. А вот какого уровня, поживем — увидим.
Время — судья
- Является ли достойным претендентом на включение в список мирового культурного наследия архитектурный ансамбль проспекта Независимости 50-х годов прошлого века?
— Проспект был достоин особой охраны до момента появления гостиничного комплекса между Свислочью и цирком.
В архитектурном плане комплекс сам по себе неплохой, интересный. Но он настолько не на своем месте… Он просто разрушил ансамбль проспекта, площади Победы и водо-зеленой зоны, которыми мы гордимся. Уже появления одного этого объекта достаточно, чтобы проспект Независимости не рассматривался для включения в список ЮНЕСКО.
Разрушить все очень просто. Если что-то подобное появится еще на Октябрьской площади… Там были варианты высотных и низких зданий.
Увы, не все решает архитектор: в некоторых странах к его мнению прислушиваются в большей степени, в некоторых — меньше.
- Другой потенциальный претендент на включение в список ЮНЕСКО — поселок тракторостроителей. Достоин, по вашему мнению?
— Я считаю, что в большей мере это ностальгия. Когда его строили, никто не думал, что создаются шедевры архитектуры. Это был стандартный поселок из типовых домов, которые, кстати, есть и в других местах города, например на улице Краснозвездной. Но с исчезновением каждого такого дома Минск теряет частичку своей истории.
- Мы беседуем на территории Верхнего города, реконструкция которого практически закончена. По первоначальным проектам здесь должны были появиться два пешеходных моста через Свислочь. Планы поменялись?
— Никто планы не отменял, все зависит от финансирования: будут деньги — построят, свяжут с ансамблем Оперного театра.
Судьба павильона ВДХН практически предрешена. Ждут инвестора с новым проектом, хотя здание ВДНХ — это наша архитектура 60-х годов, которая и сегодня современна. Только надо грамотно эксплуатировать. Я лет десять назад делал проект модернизации здания на улице Янки Купалы, 27 и прилегающей территории под Национальный выставочный центр. Но, как обычно, не нашлось средств. Сомневаюсь, что инвестор захочет построить выставочный центр, которого городу сегодня очень не хватает. Это должно реализовываться городскими властями.
- Что, по вашему мнению, станет визитной карточкой архитектуры в десятых годах XXI века? Есть мнение, что бурное развитие новых форм торговли и строительство крупных торговых центров, в своей массе безликих в архитектурном плане, начинает доминировать в современной белорусской архитектуре…
— Это мировая тенденция. Но в других странах в отличие от Беларуси никто не пускает громадные торговые объекты в центры городов. Они строятся, как правило, на вылетных магистралях. А у нас из-за наличия незастроенных "пятен" они появились даже в центре Минска. Это, конечно, беда.
Что останется через 10-15 лет — это вопрос будущего. Но понятно, что чем более уникальное здание, тем больше шансов у него остаться в истории архитектуры. Как бы кто-то ни относился к нашей Национальной библиотеке, такие здания останутся на века. Всем известна история с Эйфелевой башней, поэтому время рассудит.
Не могу не затронуть вопрос, который волнует всех архитекторов Минска. В мире появились тенденции вносить в описание архитектурных объектов спортивные термины: выше — быстрее — сильнее. Только высота зданий или их объемы привлекают СМИ, и, соответственно, население. Но архитектура это не спорт, а искусство. Здесь должны доминировать другие понятия: вписаться в контекст городской застройки, удовлетворить ожидания населения, инвестора, понять дух места, историю народа и его архитектуру и другие искусства. Только тогда могут получиться достойные произведения региональной архитектуры, которые становятся достоянием всего человечества: Гауди в Испании, Плечника в Словении и многих других. Для этого не надо соревноваться с Шанхаем, Сингапуром, Чикаго, Дубаем или Эр-Риадом.