Несмотря на явные сигналы официального Минска в адрес Кремля о неподходящем моменте для подписания соглашения о российской авиабазе на территории Беларуси, Москва все же намерена включить этот вопрос на рассмотрение в ближайшую повестку дня белорусско-российских отношений.
По инициативе российской стороны, этот вопрос будет рассмотрен в ходе заседания Евразийского межправительственного совета, который состоится 8 сентября в Гродно.
Символическая ратификация вместо предварительной
Соглашение о российской авиабазе, если оно будет подписано, долгосрочно закрепит российское военное присутствие на территории Беларуси. Согласно проекту соглашения, предполагаемая российская авиабаза будет подчинена целям и задачам Единой региональной системы ПВО, направленной на совместную охрану внешней границы Союзного государства в воздухе. Предполагается, что в 2016 российская база ВВС начнет свое функционирование в Бобруйске, на ней планируется развернуть истребительный авиационный полк в составе 24 российских истребителей Су-27СМ3 и звена вертолетов Ми-8 из четырех единиц.
Срок действия этого соглашения — 15 лет. При этом оно вступает в силу с момента его подписания президентами России и Беларуси, не требуя предварительной ратификации парламентами двух стран (хотя символическая ратификация парламентами все же предполагается). На этом положении особенно настаивала российская сторона в ходе переговоров, видимо, желая лишить белорусское руководство коридора для маневра.
Правительство России уже передало российскому президенту Владимиру Путину на подпись это соглашение. Скорее всего, оно будет подписано в самое ближайшее время. А вот ожидать, что белорусский президент Александр Лукашенко также быстро подпишет его, как и его российский коллега, не приходится.
Причины не спешить по-прежнему есть
Ранее автор этих строк уже указывал на внутриполитические, внешнеполитические и геополитические причины, которые делает идею развертывания российской авиабазы на территории Беларусь неактуальной на данный момент.
Согласно актуальным социологическим данным, 45,1% белорусских граждан отрицательно относятся к данной возможности (22,4% относятся положительно). И, безусловно, белорусские власти не могут игнорировать сей факт, особенно накануне проведения президентских выборов.
Тем более, на этом вопросе активно спекулируют часть белорусской оппозиции. А один из ее лидеров Владимир Некляев даже провозгласил о создании целого общественно-политического движения "За государственность и независимость Беларуси", целью которого является, в том числе, протестное противодействие подобным шагам белорусского руководства. То есть решение о подписании соглашения вряд ли будет способствовать внутриполитической стабильности и общественному консенсусу, особенно в период президентской кампании.
Далее, с самого начала украинского кризиса Беларусь заняла нейтральную с военно-политической точки зрения позицию в отношении Украины, гарантировав невозможность вторжения на ее территорию со стороны Беларуси. Эту нейтральную позицию Беларусь дополнила своими миротворческими дипломатическими усилиями по организации переговорного процесса по поиску решений украинского кризиса в Минске. А российский министр обороны Сергей Шойгу заявил, что западные силы стремятся сформировать в Украине передовой рубеж давления на Союзное государство, как бы намекая, против какого государства будет направлен этот шаг.
Поэтому в случае размещения российской авиабазы на территории Беларуси Беларусь потеряет свой нейтральный статус, а ее миротворческие дипломатические усилия будут поставлены под большой вопрос, прежде всего, украинского стороной, которая просто пересмотрит свое отношение к белорусской столице как переговорной площадке.
Очевидно, что Минск не настроен расставаться с миротворческими лаврами в данный момент в условиях, когда это приносят колоссальные внешнеполитические дивиденды для Беларуси. Именно на признании конструктивной роли Минска в организации переговорного процесса по поиску решения украинского кризиса основана начавшаяся дипломатическая разрядка и даже нормализация отношений с Западом.
Активизация интереса со стороны Китая к Беларуси также связана с усилением статуса Минска на международной арене и его выходом из изоляции со стороны Запада. Это важно для Китая с учетом превращения Беларуси в один из стратегических узлов Экономического пояса Шелкового пути, призванного углубить торгово-экономические связи с Европой. В последнее время Минск связывает все большие надежды на восстановление своей экономики за счет усиления экономического сотрудничества с западными странами и Пекином на фоне нежелания Москвы удовлетворить запросы белорусского руководства.
Региональная гонка вооружений
Пожалуй, самый важный аргумент против решения о размещении российской авиабазы — это напряженная геополитическая обстановка в регионе, обусловленная как украинским кризисом, так и "новой холодной войной" между Россией и Западом.
Нейтральное позиционирование Беларуси, не допускающее развертывание на ее территории постоянных военных контингентов третьих государств, в этом контексте позволяет избегать нарастания конфронтации между Россией и НАТО. Вряд ли можно надеется на сохранение подобного положения вещей в случае, если здесь будет развернута российская авиабаза. Усиление региональной гонки вооружений и военно-политической конфронтации будет логичным следствием этого решения. Тем более, что западные военные аналитики видят источник угроз в этой базе не только для Украины, но и для прибалтийских и центральноевропейских государств НАТО в случае обострения военно-политической обстановки по катастрофическому сценарию.
Действительно, Беларусь обеспокоена военной активностью НАТО вдоль ее западных рубежей. Но они носят преимущественно оборонительный характер и являются непосредственной реакцией Альянса на события вокруг крымско-украинского кризиса. Натовские учения в Прибалтике и Центральной Европе, скорее, направлены на поддержку чувства солидарности с этими государствами, нежели представляют реальную военную угрозу даже Беларуси, а тем более России.
В целом, нынешняя внешнеполитическая линия Беларуси направлена на то, чтобы избегать втягивания в "новую холодную войну" между Россией и Западом. А размещение российской авиабазы вряд ли позволит это предотвратить. Очевидно, что решение о размещении российской авиабазы перечеркнет наметившуюся нормализацию отношений с западными странами, поставит под сомнение переговорный статус Минской площадки, а также уменьшит интерес Китая к Беларуси как независимому партнеру по реализации проекта Экономического пояса Шелкового пути.
Цена вопроса
Если Александр Лукашенко и пойдет на подписание соглашения по российской авиабазе, то только в том случае, если Москва сможет компенсировать эти ощутимые для Минска потери и даже предложить что-то большее, особенно в сфере финансово-экономической поддержки белорусской экономики.
Конечно, у Кремля есть и другие инструменты, позволяющие достичь желаемой цели. Беларусь ощутила их в полной мере в 2010 году, пройдя через несколько торговых войн (нефтяную, газовую, мясо-молочную, даже фарфоровую и др.) и волну беспрецедентного информационного давления, когда Александр Лукашенко серьезно расходился с Москвой по вопросу подписания Таможенного кодекса Таможенного союза. В конечном итоге тогда он все же был подписан за десять дней до президентских выборов в Беларуси.
Не до конца понятны мотивы Москвы, желающей форсировать подписание этого соглашения в подобных условиях (если только не остановить процесс нормализации отношений с Западом?!). Минск в полном объеме выполняет взятые на себя обязательства в рамках единого оборонного пространства Союзного государства, критическая необходимость в подобном шаге отсутствует на данный момент.
Очевидно, что включать сейчас этот вопрос в повестку дня белорусско-российских отношений нецелесообразно и чревато для них серьезными последствиями. Оособенно в условиях, когда главной проблемой двухсторонних отношений является усугубляющийся кризис в экономиках и интеграционных проектах России и Беларуси.