Розничные продажи алкогольных напитков в Беларуси снизились практически по всем позициям. Больше всего белорусы потеряли интерес к водке (розничные продажи снизились на 14% к уровню первого полугодия 2014-го) и плодовым винам (минус 20%). В сфере антиалкогольной кампании это можно было только приветствовать.
Однако на специальном совещании, посвященном проблемам работы алкогольного рынка, президент Александр Лукашенко потребовал "разобраться с алкогольной отраслью" и защитить белорусских потребителей и производителей от контрафактной продукции. "Мы не должны допустить, чтобы белорусский народ гробили некачественными подделками и низкопробным контрафактом", — сказал глава государства Лукашенко.
Контрафакт
МВД Беларуси в июне заявило о резком увеличении изъятия из незаконного оборота спирта и спиртосодержащих жидкостей. Так, за весь 2014 год было конфисковано 260 литров алкогольной продукции, а за пять месяцев 2015-го — 525 тысяч литров, преимущественно российского происхождения.
Динамика стремительная, но на общем фоне потребления это — капля в море. По данным Белстата, только водки за первое полугодие продано почти 492 тысячи тонн, т.е. объем выявленного контрафакта составил всего 0,1% в пересчете на этот распространенный вид напитка, а с учетом других — и того меньше.
Акцизы
Одной из проблем резкого снижения спроса на спиртные напитки глава государства назвал не до конца продуманную акцизную политику. Еще несколько лет назад Беларусь приняла решение довести уровень акцизов на спиртное до уровня Российской Федерации. Процесс шел поэтапно и должен был завершиться в этом году. Однако разразившийся экономический кризис и здесь внес свои коррективы.
Так, в четвертном квартале 2015-го акциз на крепкие напитки в Беларуси должен был достигнуть 141 тысячи рублей за литр чистого спирта, что по курсу конца 2014-го должно было обеспечить паритет с российскими акцизами. Это, в свою очередь, должно было способствовать выравниванию условий для работы на общем формирующемся рынке, чтобы не допустить стихийных товарных перетоков через прозрачную границу ЕАЭС. Однако валютный курс меняется и в России, и в Беларуси, и вопрос на фоне более серьезных проблем явно отходит на второй план.
А вот в абсолютных цифрах повышение акцизов действительно ударило по кошельку белорусского потребителя. С июля акциз для крепких напитков — 138,3 тысячи рублей за литр чистого спирта. В пересчете на розничную цену водки - около 45% за поллитровую бутылку 40-градусной крепости массовых марок.
Эту долю можно оценивать по-разному, но явно такой высокий уровень налогообложения не способствует росту легальных продаж. И, конечно, стимулирует коммерческое самогоноварение и нелегальный ввоз контрафакта, которые приносят "бутлегерам" сверхприбыли в сотни процентов.
Многие неизвестные
Оценка реального потребления спиртного для таких стран, как Беларусь, является непростой задачей сразу со многими неизвестными. Во-первых, фактор масштабов самогоноварения оценить очень сложно в силу того, что нет надежной методики определения, при каких ценах на легальный продукт граждане принимают решение достать из чуланов и чердаков бидоны и перегонные спирали.
Во-вторых, фактор зарубежных поездок граждан, из которых могут быть привезены спиртные напитки. Достоверных данных в этом разрезе нет. Но если речь идет о порядка 20 миллионах ежегодных пересечений белорусскими гражданами государственной границы и возможности ввоза до трех литров спиртного в личном багаже, то давление на национальных производителей алкоголя может назвать довольно существенным.
В-третьих, стоит принять во внимание и возможные эффекты от антиалкогольной кампании, которая продолжает набирать обороты в Беларуси. Местные власти продолжают широко использовать практику объявления дней трезвости, а также ограничивают продажу спиртного в утренние и вечерние часы. Запрет был инициирован МВД и направлен на профилактику преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Так, в Минске торговля спиртным ограничена с десяти часов вечера до девяти утра с 15 июня, в некоторых других регионах подобные ограничения были введены в прошлые годы. Для предприятий торговли, открывающихся либо рано утром, либо заканчивающих торговлю в 11 часов вечера, это привело к существенному недобору выручки от продажи алкогольной продукции. При этом основной контингент ее покупателей из-за экономических причин не мог позволить себе переориентироваться на покупки алкоголя на предприятиях общественного питания в это время суток. В итоге производители констатировали снижение спроса.
***
Беларусь, как и любое другое государство, уделяет продаже алкогольной продукции в силу ее специфики влияния на бюджет и здоровье нации особе внимание. Долгое время потребление спиртного в Беларуси либо увеличивалось, либо снижалось, но не существенно, несмотря на пропаганду здорового образа жизни и декларируемую политику умеренного употребления спиртного или отказа от него.
Неожиданно в сжатые сроки продажи резко снизились. Можно сокрушаться из-за экономических показателей. А можно попытаться объективно оценить ситуацию, и пользуясь моментом, определить наиболее эффективные механизмы снижения алкоголизации нации.
Кстати, именно в этом году заканчивается срок реализации государственной антиалкогольной программы 2011-2015 годов.