МИНСК, 20 авг — Sputnik, Виталий Чуясов. Бывший председатель Национального банка Беларуси Станислав Богданкевич приветствует шаг казахстанского правительства по инфляционному таргетированию и обращает внимание, что подобная политика реализуется в Беларуси уже с начала года.
Утром в четверг стало известно о девальвации казахского тенге — валюта Казахстана подешевела на треть за день. Российский рубль также начал падать по отношению к иностранной валюте. По итогам торгов на БВФБ в четверг доллар за день вырос на 75 рублей, а евро — на 140. Российская валюта подешевела на 3 рубля.
"Белорусские власти фактически уже с начала года перешли на плавающий курс национальной валюты. При инфляционном таргетировании формирование валютного курса отходит как бы на второй план, центральный банк сосредотачивается на контроле инфляции", — заявил Богданкевич в интервью Sputnik.
Все внимание денежных властей в этот момент, по его словам, направлено на ограничение денежной массы. "Потому что цены на 90% зависят от пустой денежной массы, которую, создает центральный банк", — пояснил эксперт.
ВВП в минусе, ШДМ в плюсе
Экс-глава финансового регулятора напомнил, что нормальной считается инфляция до трех процентов годовых. "У нас — 15-16%. В ЕС первом полугодие было 1,4%. В этом году ВВП у нас ушел в минус, а широкая денежная масса выросла на 21% — это плохо. Когда валовый продукт падает, а денежная масса растет, — обязательно будет девальвация, обязательно будет инфляция", — констатировал собеседник Sputnik.
По его словам, если центральный банк применит все свои рычаги, то он сможет обеспечить снижение инфляции до 10%. "А дальше — до 3% — надо чтобы инфляция снижалась конкуренцией. Каждый хочет продать излишки — цены снижаются рыночно, автоматически. Тогда уже должно больше включиться правительство", — сказал собеседник Sputnik.
Он прогнозирует, что политика, которую проводит Каллаур (Павел Каллаур, председатель правления Нацбанка — Sputnik), может быть реализована в течение трех лет. "Только, боюсь, ему не позволят высшие власти. Если есть политическая воля, можно делать и быстрее. Но это будет польский шок", — отметил Богданкевич.
Товаров нет — деньги появились
Тенденцию роста денежной массы экс-глава Нацбанка объяснил закредитованностью.
"Кредитуется убыточный сектор, где утрачены собственные оборотные средства. Сектор, где товары выпускаются, но не реализуется из-за неконкурентоспобности. Вкладывают деньги, потому не могут продукцию продать, и берут кредиты. Возникает пустая денежная масса: товаров нет — деньги появились", — подчеркнул он.
Богдланкевич считает необходимым полностью прекратить кредитование предприятий. "Они должны работать только за счет выручки за проданную продукцию. А этого не получается. У нас за прошлый год по предприятиям убытки более 300 миллионов долларов. Они перекрыты банковскими кредитами. Ведь заводы не остановлены — они работают три-четыре дня в неделю. И деньги замораживаются в неходовье", — сказал собеседник Sputnik.
Мирового кризиса нет, есть кризис у нас
Курс белорусского рубля у нас непредсказуем, по мнению эксперты, вполне предсказуем.
"Предсказуемо падает экономика. Валютная выручка сократилась более чем на пять миллиардов долларов. Это сказывается на валютном курсе. Идет сокращение производства ВВП на 4% по официальным данным. А если добавить сюда продукцию, которая непроданная лежит на складах, то и на 8% будет падение", — заявил Богданкевич.
Нужно оживить экономику за счет снижения энергоемкости и материалоемкости, считает он. "Если бы сократили — продали бы на российском рынке свои товары", — отметил собеседник Sputnik.
При этом, по его словам, заявление о возможном мировом кризисе не соответствуют действительности. "Падение есть только в России и Беларуси. В Китае рост 6,9% в этом году, в США 3%, Германия — 2,5, Польша — 3% — везде растет производство, мировой ВВП вырос на 3,3%. Никакого мирового кризиса нет, есть кризис у нас, в странах, которые зависят от сырьевой прибыли", — убежден он.
Замкнутый круг девальваций
Казахстан вслед за Беларусью попал в замкнутый девальвационный круг.
"Шаг Казахстана в сторону плавающего курса, конечно, это оживляет экспорт. Когда в России девальвировался рубль, казахстанцам и нам стало плохо", — отметил Богдланкевич.
Отвечая на вопрос не вызовет ли девальвация тенге цепную реакцию, он подчеркнул: чтобы не было замкнутого круга, надо поднимать эффективность экономики.
При этом экс-глава Нацбанка назвал переход на плавающий курс Казахстана на перспективу — весьма правильной политикой. "И мы перешли весьма правильно. Но искусственно удешевлять национальную валюту — здесь нужно десять раз подумать. Это ведет к ухудшению уровня жизни населения, потому что вырастут цены, это взаимосвязано", — напомнил финансист.
Богданкевич видит выход из ситуации в увеличении роли государства.
"Либералы часто говорят, что роль государства надо снизить. А я считаю, что роль государства надо увеличить: на уровне стабильности цен, стабильности процентных ставок, удвоения ЗВР, которых у нас по валюте всего два миллиарда — крайне мало, из-за чего в обществе стихийные ожидания девальвации", — резюмировал он.