Карта распространяя африканской чумы свиней (АЧС) в восточно-европейском регионе, составленная по данным Международного эпизоотического бюро (МЭБ), неожиданно свидетельствует, что Беларусь остается уникальным островком стабильности и безопасности на фоне соседних стран. За исключением двух случаев в 2013 года, о которых белорусские власти официально информировали МЭБ, в остальном все в порядке.
Синие точки на карте – это случаи обнаружения вируса у диких кабанов. До выявления больной свиньи в личном подсобном хозяйстве в Ивьевском районе и на ферме в Витебском популяция кабанов насчитывала свыше 80 тысяч особей. На протяжении последних двух лет она планомерно уничтожается, и сейчас, по официальным данным, насчитывает менее 8 тысяч голов. При этом не было ни одного официально подтвержденного факта о заболевшем животном на территории республики. Среди моих знакомых охотников только один слышал от своего приятеля рассказ о свинье, найденной мертвой в лесу Браславского района. И то экспертизу на АЧС по ней не проводили, а просто утилизировали – сбросили в яму с хлоркой, которые обязали иметь каждому охотпользователю.
Обратите внимание, как плотно синие точки "жмутся" к белорусской границе. В Польше они сосредоточены в Подляском воеводстве. Из более 100 случаев АЧС у условно польских диких кабанов 19 случаев зафиксированы на расстоянии менее 20 километров от границы. Для дикого кабана это, что называется, не круг. Вообще, в случае регистрации АЧС зона первой категории опасности считается в радиусе 100 километров. По данным польских ветеринарных служб, найденных в павших свиньях на польской территории вирус по особенностям ДНК схож с зафиксированным в Беларуси.
В Латвии с начала эпидемии 2014 года нашли около 600 больных диких кабанов, в том числе и в пограничных с Беларусью регионах.
Протяженность белорусско-литовского участка границы – 650 километров. С литовской стороны она почти вся в синих точках. На прилегающих белорусских территориях – ни одного официально подтвержденного случая.
Свежие очаги АЧС среди диких кабанов фиксируются на границе Беларуси с Псковской, Смоленской и Брянской областях России. Север Украины на АЧС-карте также "синий".
Складывается впечатление, что белорусские охотники, планомерно уничтожавшие диких кабанов внутри республики, настолько напугали бедных хрюшек, что они при виде пограничных столбов останавливаются как вкопанные и возвращаются погибать в соседние с Беларусью страны. Причем это справедливо как для демаркированной границы республики с Польшей и прибалтийскими странами, так и с прозрачными рубежами на белорусско-украинской и белорусско-российской границах. Попахивает абсурдом…
Конечно, дикий кабан никаких госграниц не соблюдает и мигрирует в различных направлениях. Резкое, на 90% за два года, сокращение белорусской популяции этого зверя – сигнал кабанам из соседних регионов занять освободившиеся кормовые угодья. Особенно это справедливо для западного и северо-западного направлений, где еще до начала эпидемии плотность расселения кабана была в разы выше, чем в Беларуси. Что касается южного участка, то на Полесье есть большие участки границы, куда можно долететь только вертолетом. Или три часа трястись на внедорожнике. Но при этом белорусское Полесье подозрительно чистое.
В Беларуси собираются продолжить практику истребления диких кабанов. Они действительно являются носителями АЧС. Так же, как например, лисы являются носителями бешенства. Можно еще вспомнить опыт борьбы китайского народа с воробьями, которые были признаны сельскохозяйственным вредителями…
Спустя два года после начала эпидемии Беларуси надо признать, что попытка противостояния распространению АЧС путем уничтожения популяции дикого кабана, предпринятая в отдельно взятой стране, изначально была обречена на провал. С тем же успехом страна могли в одиночку бороться с истощением озонового слоя.
А белорусским ветеринарно-санитарным службам следует доказать общественности, что за "белым пятном", каким выглядит Беларусь на восточноевропейской карте эпизоотической обстановки по АЧС, нет никакой тайной подоплеки.