Виталий Чуясов, Sputnik.
Директор предприятия Максим Цыганков подчеркнул, что до сих пор никаких претензий к качеству продукции со стороны российских партнеров не было.
В середине июля Россельхознадзор не пустил на российский рынок две партии белорусской икры: в одном случае были претензии к упаковке товара и оформлении документов, в другом – к санитарному состоянию тары.
В конце июля Россельхознадзор распространил сообщение о лабораторной проверке образца красной икры производства "Белрыбы".
"В исследованном образце ДНК видов рыб семейства лососевых не обнаружено, что свидетельствует об искусственном происхождении продукции", – отметили в российском ведомстве.
Минский горисполком, который является единственным акционером "Белрыбы", отреагировал на обвинения, заявив о готовности провести повторные исследования, чтобы подтвердить происхождение икры. Представители Мингорисполкома и "Белрыбы" провели для группы журналистов экскурсию в цех переработки икры и ответили на вопросы, которых в этой истории пока еще остается очень много.
Все чисто
Цех расположен на территории предприятия рядом с Минской кольцевой дорогой. По данным помощника директора "Белрыбы" по производству Ольги Мурашко, цех постоянно загружен работой, и в сутки может перерабатывать около трех тонн сырья – замороженных брикетов красной икры.
К моменту прихода журналистов работники уже разморозили брикеты. Они промывались в воде и соляном растворе, после чего протирались и прохлопывались через специальный стол-сито. Далее в икру добавляли консерватор, упаковывали в пластиковые трехкилограммовые контейнеры. Контролеры тщательно перебирали уже упакованную продукцию в поисках остатков оболочки и лопнувших икринок. Банки взвешивались и складировались на поддон. Таким образом датская икра превращалась в белорусский продукт, готовый для отправки на российский рынок.
Производство икры на "Белрыбе" оставило хорошие впечатления в плане гигиены: в цеху чисто, работники в опрятной спецодежде. Во время посещения производства журналистам выдали шапочки, лицевые маски, накидки и одноразовые бахилы.
В поисках ДНК
Икорным бизнесом "Белрыба" занялась в ноябре 2014 года – спустя три месяца после введения Россией санкций в отношении европейских производителей продуктов питания. Производство было ориентировано на российский рынок. За этот период в адрес российской компании-получателя было отгружено 34 партии белорусской икры в трехкилограммовых пластиковых и жестяных банках. Помощник директор Ольга Мурашко предположила, что в дальнейшем эта икра могла использоваться на российских предприятиях общественного питания.
Несмотря на то что компания занимается таким бизнесом меньше года, ее руководитель "уверен на 100%, что результаты опровергнут появившуюся информацию". До сих пор "Белрыба" не проводила исследования сырья на предмет ДНК.
"Делали бы (исследования – Sputnik), если бы сырье, которое к нам приходило из Евросоюза, вызывало бы вопросы", – объяснил директор, подчеркнув, что поводов для сомнений до сих пор не было.
Цыганков сообщил, что "с той партии сделали отбор и сырья, и готовой продукции для теста на ДНК". Его помощник уточнила, что исследования проводит Институт генетики и цитологии НАН Беларуси, процедура получения результатов займет до 20 дней. Она так же абсолютно уверена в том, что результаты будут в пользу их компании.
В "Белрыбе" заверили, что выпуском имитации икры компания не занимается, поэтому подмешивание продукта искусственного происхождения к натуральному у них исключено. В компании подчеркнули, что предприятие имеет государственную форму собственности, строгий документооборот и учет, в ней внедрена система качества ХАССП, определяющая критические точки и позволяющая отследить судьбу продукта на всех этапах производства.
Параллельно с получением доказательств выпуска икры из натурального сырья "Белрыба" запустила процесс своей юридической защиты, направив жалобы на неправомерные действия российских ветеринаров. В компании рассчитывают получить ответы из официальных органов в течение месяца, после чего надеются, что инцидент будет исчерпан и все обвинения сняты.
По-простому
Процесс превращения датской икры в белорусскую может показаться кому-то слишком простым. Судя по всему, белорусское предприятие, принимая решение о вхождении на этот рынок с прицелом на Россию, изначально понимало деликатность ситуации и возможные вопросы, которые к ним могут возникнуть.
С большой долей вероятности можно говорить, что и к выбору российского партнера, которому отгружается икра, в "Белрыбе" отнеслись с пристальным вниманием. При этом Россельхознадзор в свое время отметил, что грузополучатель белорусской икры не значится в Реестре российских предприятий, осуществляющих торговые операции внутри Таможенного союза.
Sputnik предложил директору "Белрыбы" озвучить свою версию происходящих недоразумений, однако Цыганков отказался, сославшись, что это преждевременно. Видимо, ситуация прояснится после выявления истинных источников неприятностей "Белрыбы", чем сейчас наверняка занимается и российская компания, не получившая свою икру.
Юридически все на стороне "Белрыбы". Она действительно производит белорусскую икру. Сырье поступает по одному коду ТНВД в Беларусь и после цикла переработки и фасовки уходит на российский рынок по другому коду ТНВД. Все это обеспечено пакетом необходимых документов, согласований, актов, разрешений и т.д. К тому же "Белрыбе" сохранили статус импортера на российский рынок – она продолжает поставки туда других видов продукции собственного производства.
Однако политически вопрос не так однозначен на фоне сохранения режима взаимных санкций между Западом и Россией.
Sputnik будет следить за развитием ситуации вокруг белорусской икры производства "Белрыбы", рано или поздно рассчитывая получить ответ на вопрос, что это было: большая политика, нечестная конкурентная борьба или фантастическое исчезновение ДНК из датских лососевых икринок.