Борщ с котом: кто организовал парад претендентов?

© Photo : Зьмицер ПанкавецВасилий Семашко и кот Барсик у входа в ЦИК
Василий Семашко и кот Барсик у входа в ЦИК - Sputnik Беларусь
Какие еще веселые открытия ждать от текущей избирательной кампании - прогноз Sputnik.

О своем желании идти в президенты заявили 14 человек. Половина из них — люди до недавнего времени неизвестные, но, благодаря походу в Центризбирком, получившие свои "пять минут славы".

Голосование на одном из избирательных участков Минска - Sputnik Беларусь
Список ЦИКа: президентом Беларуси хотят стать 14 человек

Самое любопытное, что пять лет назад жаждущих власти было даже больше — о своих президентских амбициях тогда заявляли 19 человек. Среди них были и безработный, и предприниматель, и санитарка, и ученый, и пенсионер. Часть не смогла зарегистрировать инициативную группу, вторая — предсказуемо не сумела собрать достаточное количество подписей. Еще двое снялись сами, в бюллетене в итоге осталось 10 фамилий.

Так что ничего принципиально нового в нынешнем предвыборном обострении претендентов в кандидаты нет. Принципиально новым выглядит реакция на них СМИ.

Кто спровоцировал ажиотаж?

Без конспирологической версии, конечно, не обошлось. У сторонников "заговоров" есть два объяснения случившегося ажиотажа. В обоих случаях массовый поход в президенты, по их мнению, организовала власть. По мнению одних, чтобы дискредитировать оппозиционных конкурентов, по мнению вторых, чтобы отвлечь внимание от экономических проблем. Мол, когда есть такое шоу, зачем вспоминать о проблемах с хлебом. Такую точку зрения в разговоре со Sputnik высказал, в частности, претендент в кандидаты экономист Виктор Терещенко.

Юдаев решил стать президентом из-за "провидения"

И все-таки, смеем предположить, неожиданные претенденты в президенты в большинстве случаев — это импровизация. Так было в 2010, так случилось и сейчас. Однако в этом году внезапные ходоки во власть, благодаря СМИ, внезапно стали вполне себе серьезными участниками кампании — за ними охотились, брали интервью, на полном серьезе спрашивали, к примеру, чей Крым.

Их ответы в большинстве случаев вызывают в лучшем случае улыбку. Одну барышню-претендента выдвинул трудовой коллектив, чтобы разрекламировать фирму, вторая пошла в президенты, потому что сказал муж, третья стесняется признаться, кем работает, четвертый в случае победы обещают всем мед и здоровье, пятый называет себя "метакандидатом" и готов, если с Александром Лукашенко что-нибудь случиться, прийти ему на смену…

Вам действительно это интересно?

СМИ так активно среагировали в эту кампанию на так называемых фриков по двум причинам, утверждает медиаэксперт Павел Быковский. Прежде всего, потому что надо выживать. Соцсети напирают. Тут уже не до разговора о социальной ответственности, необходимости искать смыслы, воспитывать и образовывать читателя. Даже серьезные издания в этих условиях вынуждены "желтеть" — охотиться за темами, способными дать хороший вирусный эффект в "Фейсбук" и "Твиттер", за like и share.

Николай Лозовик - Sputnik Беларусь
Лозовик: жаль, что Шульган лишился шанса участвовать в выборах

"Ранее журналист был вынужден фильтровать базар — выбирать, что осмысленно, что нет. Просто пустоту он не транслировал. Я говорю о нежелтых и качественных изданиях. Сейчас все издания стремительно желтеют, просто потому что у них появилась конкуренции в интернете и они видят один из главных способов выжить в том, чтобы сделать хлесткий заголовок, они теперь работают на публику в интернете. И это естественно влияет на контент ", — заявил Sputnik Быковский.

Так что выход фриков в публичное поле организовал, по сути, сам избиратель, точнее потребитель, жаждущий приколов.

Соучастники шоу

Но есть и еще одна, вторая причина, почему СМИ так активно среагировали на фриков, уточняет Быковский. Это отсутствие серьезного предложения со стороны профессиональных политиков.

"Медовый король" Редьков передумал идти в президенты

"Нет повестки дня, которую формировали бы серьезные конкуренты. Более того даже Александр Лукашенко не выступает с предвыборными обещаниями, потому что ситуация сложная. Его критики тоже особо нового ничего не заявляют", — напомнил Быковский.

Профессиональные конкуренты власти, по мнению медиаэксперта, вообще разучились транслировать смыслы. Предметные разговоры остались в 2006 году. Уже в прошлую кампанию кандидаты оперировали все больше не программами, а лозунгами. Быковский напоминает о Владимире Некляеве с его "я пришел, чтобы вы победили".

Нынешние претенденты на власть от оппозиции уже даже о победе не говорят. Говорят о "мирных переменах", "фиксации нарушений" и "необходимости донести свои идеи". И чтобы хоть чуть-чуть заинтересовать СМИ, снова устраивают шоу: варят борщ, публично обещают трудоустроить членов ЦИК и так далее.

Борщ с котом

И борщ, и даже кот Барсик тоже уже были. Пять лет назад того же Барсика пытался вывести на политическую сцену Владимир Некляев, именно с ним политик подписывал соглашение — Меморандум о взаимопонимании. Казалось, тогда уже отсмеялись, тема отработана. Но нет, чтобы заполнить информационную пустоту, Барсика снова просят на выход.

Татьяна Короткевич опоздала в ЦИК, потому что варила борщ

"Борщ" по итогам прошлой кампании и вовсе стал "мемом". Любая попытка женщины заявить о своих политических амбициях, провоцировала рассуждения по мотивам поствыборного спича Лидии Ермошиной. После разгона митинга в день голосования, глава ЦИК заметила, что женщинам не место на площади. "Сидели бы дома, борщ варили. А не по площадям шастали. Мне в голову это не придет. Это позор для женщины", — заявила тогда Ермошина.

Одна из участниц "шастания-2010" Ирина Халип считает, что "активизации женщин в политике" в Беларуси не наблюдается. "То, что вы так называете, это активизация полевых мышей", — заявила Халип в интервью Sputnik и отметила, что не может рассуждать об этом серьезно.

Когда нечего предложить в политической плоскости, то почему бы не поимпровизировать с борщом.

Веселимся дальше

Пока в избирательной кампании не появится смысл, хоть какое-то противостояние идей и позиций, шоу будет продолжаться, прогнозирует Быковский.

Милиция увезла Шульгана от здания ЦИК

"Пока не появилась борьба за власть, нам не интересна эта кампания, поэтому выигрывают фрики. Но это все может измениться", — убежден медиаэксперт.

По его словам, "запрос на смысл" в обществе определенно есть. Как только люди видят, что происходит что-то способное реально повлиять на их жизнь, они начинают интересоваться серьезными статьями, ищут аналитику. Так было, когда обвалился рубль, так будет, если в нынешней политической кампании возникнет реальная интрига.

Вопрос, кто из акторов, видимых или пока скрытых, решится ее закрутить, пока остается открытым. Кампания 2010 года на старте также выглядела безнадежной, однако в последний момент на политическую сцену вышел "коллективный избиратель", началась реальная политика, где за победу в буквальном смысле пришлось биться. В этот раз этим актором может стать, к примеру, "условная экономика".

Однако пока есть деньги на трафик, чего ж не повеселиться, тем более что клоунов вокруг хватает. Так что лайкаем и расшариваем дальше…

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский