Вера Дашкевич, Sputnik.
Boeing 777 "Малайзийских авиалиний" выполнял обратный рейс из Амстердама в Куала-Лумпур. На борту находились 283 пассажира, преимущественно подданные Нидерландов, а также 15 членов экипажа.
Самолет, следуя международным транзитным коридором, миновал Донецк, в 17:20 на высоте 10 тысяч метров стал резко терять скорость и исчез с экранов радаров в 17:23.
Обломки самолета были обнаружены в районе села Грабово близ города Торез Донецкой области, на территории, контролируемой ополчением самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР).
Накануне памятной даты были опубликованы результаты нескольких альтернативных расследований. Версии по-прежнему разнятся. Итоговый документ голландского Совета по безопасности, который ведет основное расследование, ждут лишь осенью.
Но уже предварительные результаты, опубликованные в прошлом сентябре, показывали, что самолет развалился в полете из-за "структурных повреждений, вызванных внешним воздействием многочисленных высокоэнергетических объектов". Иными словами, лайнер разрушился в воздухе из-за попадания в него на большой скорости множества сторонних предметов. Однако в тот момент следователи не решились ответить на вопрос, откуда прилетели эти объекты.
Стреляли
Основная версия: лайнер сбили ракетой класса "земля-воздух" предположительно с использованием ЗРК "Бук-М". Однако вопрос "кто стрелял?" пока остается без официального ответа. Также до последнего момента был неизвестен и район, из которого велся обстрел.
Правительства Украины и ряда западных стран настаивают, что огонь по гражданскому лайнеру вели представители Донецкой народной республики. В качестве аргументов приводят, среди прочего, записи переговоров между бойцами ДНР, обнародованные Советом Безопасности Украины. На первой пленке, по утверждению СБУ, полевой командир ДНР Бес докладывает о сбитом самолете своему якобы куратору — полковнику Главного разведывательного управления ГШ ВС РФ Геранину Василию Николаевичу.
В тот же день несколько российских СМИ поспешили сообщить о сбитом военно-транспортном самолете украинских ВС АН-26. Эта информация впоследствии не нашла подтверждения. Впрочем, представители ДНР опровергли и факт переговоров, обнародованную СБУ пленку назвали "непрофессиональной пропагандой".
Откуда у ДНР "Буки"?
За три недели до трагедии, в конце июня, представители ДНР рассказали о захвате украинской воинской части, на территории которой находились комплексы "Бук" с боекомплектом. Впрочем, украинские силовики тогда поспешили заверить, что оставленный "Бук" находился в неисправном состоянии.
Существует также версия, что ЗРК мог прибыть в зону конфликта с территории России, а потом тем же путем вернуться в зону постоянной дислокации.
Путаница с ракетами
Критики основной версии настаивают: экспертиза, проведенная российским концерном "Алмаз-Антей", показала, что лайнер был сбит ракетой 9М38М1, которой комплектуются "Бук-М1", давно снятый с вооружения в российской армии. Зато такие "Буки" есть у украинских военных, один из них, напомним, правда, неисправный, и захватили накануне трагедии представители ДНР. Из чего делался вывод, что виновниками трагедии могли быть и украинские зенитчики.
Эксперты напомнили, что более совершенный "Бук-М1-2", стоящий на вооружении ВС РФ, вполне совместим с ракетой 9М38М1, предназначенной для "Бук-М1". Потому, предположили они, не исключен вариант, что ракеты от неисправного украинского "Бука" могли быть установлены на сторонний ЗРК.
Новый след…
Накануне годовщины трагедии российские СМИ опубликовали данные еще одного независимого расследования, которое опубликовал в своем Живом Журнале некто Альберт Лекс. Он утверждает, что этот отчет подготовлен группой авиационных специалистов, в разное время принимавших участие в расследовании многих авиакатастроф. Главный вывод — малазийский лайнер был поражен ракетой класса "воздух-воздух", причем нероссийского производства. На эту версию обратил внимание и Следственный комитет России.
"Для нас главное, чтобы тщательно рассматривались все версии произошедшего, во всяком случае, Следственный комитет всегда именно так расследует уголовные дела", — заявил журналистам официальный представитель СКР Владимир Маркин.
Президент России Владимир Путин в четверг позвонил премьер-министру Нидерландов Марку Рютте, высказал свою заинтересованность в результативном расследовании крушения. Однако при этом обратил внимание на недопустимость "вбросов" в СМИ разного рода версий, носящих откровенно политизированный характер.
…как возможный ответ на утечку из Голландии
Накануне американский телеканал CNN опубликовал данные из финального отчета международной комиссии по расследованию катастрофы. Согласно данным американских журналистов, голландские следователи обвинили в трагедии "пророссийских ополченцев", а также "Малазийские авиалинии", которые пренебрегли предостережениями коллег избегать полетов в зоне конфликта.
Голландские следователи ситуацию не комментируют. Лишь уточняют, что отчет готов и разослан для ознакомления всем заинтересованным сторонам, в том числе компании-производителю, то есть американской корпорации Boeing. Возможно, утечка в СМИ произошла оттуда.
Публично результаты расследования будут представлены только в октябре.
Будет ли трибунал?
В разговоре с голландским премьер-министром Рютте Владимир Путин также говорил об инициативе ряда стран учредить международный трибунал для уголовного преследования виновных в авиакатастрофе. По его мнению создание такого трибунала на данный момент преждевременно и контрпродуктивно. По мнению главы российского государства, сначала должно быть завершено расследование.
С инициативой создания такого трибунала к членам Совета безопасности ООН обратились Малайзия и Нидерланды. Как подчеркивается в малазийском проекте резолюции, создание такого суда стало бы "эффективной гарантией для независимого и беспристрастного процесса расследования".
Дата рассмотрения этой резолюции пока не определена.