Вера Дашкевич, Sputnik
Каждый год на Детскую железную дорогу принимают около 200 первогодок. Берут всех желающих. Без экзаменов и платы за обучение. Еще и форму выдают. Правда, к концу года в кружке "Юный железнодорожник" остаются человек 40 — те, кому это действительно интересно и нужно.
"Детская железная дорога — это, прежде всего технический кружок профориентационного направления, а уж развлечение идет бонусом, как дополнительная составляющая", — рассказал в интервью Sputnik начальник Детской железной дороги Валерий Савич. И уточнил, что всего в кружке "Юный железнодорожник" круглогодично занимаются около 400 человек. С октября по апрель штудируют теорию, летом осваивают практику.
Собственно Детскую железную дорогу для того и придумали, чтобы дать подросткам возможность примерить на себя профессию.
А ведь еще была дорога в Гомеле
Детская железная дорога — советское изобретение. Первую открыли в 1935 году в Тифлисе для детей грузинских железнодорожников, которые днями пропадали на службе у родителей. Вот им и предложили самим стать у руля.
Идея прижилась. За следующие шесть предвоенных лет такие же дороги появились еще в 20 городах Советского Союза, в том числе и в Гомеле.
Правда, в Гомеле успели ввести только первую очередь длиной до полукилометра. Были оборудованы две станции "Счастливая" и "Радостная", паровозное депо и учебное здание. В дальнейшем дорогу планировали продлить на полтора километра — до одного из пионерлагерей, но началась война. А после войны дорогу надо было отстраивать заново.
Строить решили уже в Минске. Торжественное открытие состоялось ровно 60 лет назад — 9 июля 1955 года.
Две станции и путь в 4000 километров
Первый состав был в пути почти час, сейчас это же расстояние преодолевается юными железнодорожниками вдвое быстрее. Маршрут тот же — до "Соснового бора" и обратно, с небольшой остановкой на станции "Пионерская". Она, кстати, была закончена немного позже и задумана как техническая. Здесь локомотив и вагоны готовят к рейсам, если есть необходимость, ремонтируют.
Изначально у юных железнодорожников был один состав — паровоз и шесть деревянный вагонов. Со временем паровоз заменили тепловозами, вагоны стали металлическими. Затем составы периодически обновляли и ремонтировали — в конце 80-х приобрели один новый тепловоз, в 2008 — еще один. К тому же вагоны оснастили системой радиовещания, чтобы во время пути развлекать пассажиров музыкой и экскурсиями.
Пассажиры стали требовательнее
На фоне компьютеров и захватывающих аттракционов Детская железная дорога кажется старомодным развлечением. Но, на удивление, востребованным. Пассажиропоток растет. За один май, когда Детская железная дорога работала только по выходным, юные железнодорожники перевезли более 12 тысяч пассажиров.
"Пассажир нынче не скажу, что разбалован, но нам приходится прилагать усилия, чтобы наша дорога стала интересна людям", — говорит Савич.
Уже несколько сезонов подряд пассажиров в пути развлекает аниматор, на станциях по выходным дают концерты. Большой популярностью пользуется и новогодняя программа: встреча в "Сосновом бору" с Дедом Морозом.
О пассажирах здесь, конечно заботятся, но больше все-таки — о своих юных железнодорожниках. В конце концов, эту дорогу придумали для них.
Современным детям не хватает здоровья и умения технически мыслить
Из 40 выпускников около половины каждый год идут в профильный ССУЗ. Получают целевые направления и поступают в Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта им. Е.П. Юшкевича.
"Процент тех, кто хотел бы выбрать для себя эту профессию, был бы выше, если бы не высокие медицинские требования к работникам железной дороги. Чтобы стать, к примеру, машинистом, надо обладать отменным здоровьем. В многие ребята, к сожалению, в этом отношении в последние время не проходят медкомиссию", — рассказал начальник Детской железной дороги.
Еще одна проблема, связанная с юными железнодорожниками, касается их фрагментарного восприятия действительности и, как следствие, неумения порой мыслить логически. Савич признается, что стал замечать, что у современных детей сложности с пониманием того, как и почему "это" работает.
"У нас в моем детстве игрушек было мало, мы их делали сами из подручных материалов. У современных детей есть все, но нет конструкторской мысли, логического мышления, как из чего-то сделать что-то. А ведь в технических профессиях важна логика, необходимо знать, что за что отвечает, что с чем взаимодействует. Когда человек это понимает, он понимает весь процесс движения поезда. Что за что захватило, почему поехало, почему останавливается", — говорит начальник дороги.
По его словам, для машиниста принципиально важно умение принять просчитанное решение: ведь нужно понимать, как произвести торможение, как разогнать состав до определенной скорости, на какой скорости пройти тот или иной участок.
Но в целом своими воспитанниками начальник Детской железной дороги доволен.
Одно из главных достижений — то, что сохранились
Детские железные дороги, помимо Беларуси, сохранились только в России и на Украине. В Прибалтике их просто закрыли, в Грузии детей заменили взрослыми, то есть, по сути, превратили детскую дорогу в аттракцион.
Поздравить юбиляра в эти дни в Минск приехали коллеги из Москвы, Петербурга, Киева и Харькова.
"Мы сохранились, и мы востребованы — в этом наша уникальность и главное достижение", — говорят в преддверии юбилея на Детской железной дороге.