Вера Дашкевич, Sputnik.
День рождения Шагала в Витебске празднуют без оглядки на даты. Ну не юбилей — в этом году исполняется 128 лет со дня рождения мастера, но это же не повод отказаться от праздника. Гостей собирают к 16:00 у дома на улице Покровской, где прошло детство художника. Здесь состоится традиционная литературно-музыкальная встреча "В гостях у Марка и Беллы".
Бэлла
Витебск и Белла — два самых пронзительных шагаловских мотива. Витебск — это, прежде всего, детство, счастливое время в окружении близких людей и возможность рисовать, а позже еще и встреча с Бэллой.
Ему было 20, когда его познакомили с черноглазой Бертой Розенфельд.
"И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа", — вспоминал Шагал в книге "Моя жизнь".
Эти глаза теперь смотрят со многих его полотен, даже с поздних, которые создавались, когда Бэлла уже ушла.
Вообще-то иудаизм запрещает изображать людей, но в семье на увлечение маленького Мовши смотрели снисходительно. Даже, когда он собрался в Петербург учиться изящным искусствам, отец сначала вспылил, бросил на пол пачку денег, которые собирал на обучение сына… а потом все-таки благословил.
"Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: "Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать".
До 1922 года он довольно часто бывал на родине, несколько лет даже проработал уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии и основал здесь художественную школу. А потом были выставка в Каунасе, Германия и Париж, где он и прожил практически всю оставшуюся жизнь. Лишь на тревожное военное время переехал по приглашению Музея современного искусства в Нью-Йорке в США. Белла умерла в 44-м от сепсиса.
Витебск
Он вернулся в Париж и женился еще раз. Но Бэлла и Витебск с его деревянными домами, небом и козами по-прежнему проступали в его работах.
Однажды у него была возможность вернуться Витебск — в 1973 году Шагал по приглашению советского Минкульта приезжал в Ленинград и Москву, но поездка на родину тогда не случилось. Исследователи творчества предполагают, что Шагал боялся разочароваться.
Впрочем, в его родном городе к тому времени о художнике успели забыть. "Последняя публикация в советской белорусской прессе, в которой упоминалось имя Шагала, была в 1929 году. После этого и до 1987 года в истории витебского искусства не существовало такого художника, как Шагал", ‒ рассказывал на встрече со студентами ЕГУ Виктор Мартинович, автор диссертации, посвященной творчеству художника.
Мартинович полагает, что скорее не детский Витебск, а Витебск 20-х годов с его трудностями оформили художественный стиль Шагала.
"В Витебске иконография его работ изменялась постоянно. Был введен ряд новых, очень оригинальных изображений и символов. Влюбленные начали парить в воздухе именно во время его второго витебского периода", — полагает исследователь.
…и еще один Шагаловский праздник
В конце июля в Витебске устраивают Свадебную феерию "Влюбленные над городом", посвященную столетию со дня свадьбы Марка и Бэллы.
У дома-музея воспроизведут хулу — традиционный еврейский обряд бракосочетания, после чего свадебный кортеж проедет от Покровской до городской Ратуши. Будет много музыки и тематических экскурсий по местам, связанным с жизнью и творчеством не только Марка Шагала, но Юделя Пэна, Казимира Малевича, Ильи Репина.