Ольга Савицкая, Sputnik.
"Вечера Большого театра в замке Радзивиллов" уже в шестой раз с успехом прошли в знаменитом замке белорусских магнатов, где в XVIII веке зародился отечественный профессиональный театр. В этом году фестиваль под открытым небом собрал более 3000 зрителей из Беларуси, России, Литвы и Польши.
Были представлены три балетных и три оперных спектакля. Помимо крупных произведений, на открытой площадке и в камерном зале прозвучало порядка 100 вокально-инструментальных миниатюр. В течение трех дней на сценических площадках фестиваля выступило в общей сложности 450 человек.
Открылись "Вечера…" концертом в Костеле Божьего Тела. Один из красивейших белорусских храмов, спроектированный итальянским архитектором-иезуитом Бернардони.
На бесплатном концерте хоровой музыки, подготовленном "Белорусской Капеллой", коллектив Большого театра под управлением главного хормейстера театра народной артистки Беларуси Нины Ломанович исполнил для гостей фестиваля произведения композиторов Эдварда Гирдо и Антония Радзивилла. Если имя и заслуги Антония Радзивилла — магната, политика, мецената, композитора — широко известны, то личность Гирдо оказалась в фокусе внимания исследователей не так давно.
В конце 1990х в Национальную библиотеку Беларуси была передана часть нотного архива Несвижского костела Божьего Тела. Среди огромного массива музыкальных произведений разных авторов были найдены рукописи сочинений Эдварда Гирдо. Он обучался в Италии, но работать вернулся на родину. В период между двумя мировыми войнами служил в костеле органистом и руководителем хора, был значимой фигурой в музыкальной жизни города и оставил после себя множество интереснейших произведений религиозного и светского характера. В Несвиже еще есть старожилы, которые помнят этого человека и могут рассказать о том, как музыкант во время фашистской оккупации спас костельный орган: вместе с ксендзом Колосовским разобрали инструмент, созданный знаменитым виленским мастером Вишневским при патронаже самих Радзивиллов, и закопали в надежном месте. После войны Гирдо восстановил уникальный инструмент.
Вечером также в первый день фестиваля на большой сцене во внутреннем дворике замка Радзивиллов были представлены два балета из "Дягилевских сезонов", восстановленных и поставленных российским танцовщиком и хореографом Андрисом Лиепой на сцене белорусского театра оперы и балета: "Жар-птица" Стравинского и "Шехеразада" Римского-Корсакова. Партию Жар-птицы в балете Игоря Стравинского исполнила Ирина Еромкина, Царевну танцевала Людмила Хитрова, в партии Ивана-Царевича выступил Олег Еромкин, в роли Кащея Бессмертного выступил Юрий Ковалев. В спектакле на музыку Николая Римского-Корсакова партию Зобеиды исполнила Марина Вежновец, Золотого Раба танцевал Игорь Артамонов, партию Шахрияра исполнил Юрий Ковалев, в роли Шахземана — Егор Азаркевич.
Второй день фестиваля открылся концертом "Любви негромкие слова" с участием белорусской оперной певицы Татьяна Третьяк и струнного квинтета "Серенада".
Оперой "Паяцы" Леонкавалло завершился второй фестивальный день.
Режиссер-постановщик спектакля Михаил Панджавидзе, сделавший любопытную адаптацию постановки в формате open-air, рассказывая о своей концепции, подчеркивает: "Мы не будем играть Калабрию, Италию, действие в спектакле будет разворачиваться в наше время и для наших зрителей. Конечно, мы исполняем партии на языке оригинала. Как сказал когда-то Проспер Мериме, перевод, как женщина — если красив, то неверен, если верен, то некрасив. Мелодика, семантика речи, многие вещи, музыка на языке оригинала звучит совершенно иначе, чем в переводе. Этим привязка к Италии в нашем спектакле, собственно, и ограничивается. У нас предполагается спектакль во многом интерактивный, с элементами игры со зрительным залом. Если режиссер ставит сюжет, он не режиссер, он иллюстратор, считаю, что режиссер даже фабулу не должен ставить. Он должен ставить историю на основе этого сюжета и иметь свой, принципиально иной, нежели у кого-то, взгляд на эту историю. Я не могу сказать, что опера "Паяцы" — это "театр в театре". Наш спектакль — просто театр, который существует не на сцене, а повсеместно, вокруг всех и вместе со всеми".
Главные партии исполнили: Канио — Сергей Франковский, Недда — Екатерна Головлева, Тонио — Станслав Трифонов, Сильвио — Владимир Громов, Пеппе — Виктор Менделеев. За дирижерским пультом был Ялчин Адигезалов, знаменитый маэстро из Азербайджана.
В программе третьего дня фестиваля были представлены оперы-буффа — "Служанка-госпожа" и "Капельмейстер" Перголези и Чимароза. Показы прошли в театральном зеле замка. Перед зрителями выступили Дмитрий Капилов, Елена Синявская, Сергей Лазаревич. Дирижировал Андрей Иванов.
Ярким завершением трехдневного музыкального фестиваля в замке Радзивиллов стал грандиозный концерт звезд оперного и балетного искусства, который коллектив театра посвятил 70-летию Великой Победы. В театрализованном представлении артисты балета исполнили хореографию Михаила Фокина, Ростислава Захарова, Владимира Васильева, Валентина Елизарьева. В программе концерта: фрагменты из балетов "Анюта", "Шопениана", "Спартак", "Сотворение мира", "Тарас Бульба".
Вместе с белорусскими оперными певцами зрители вспомнили любимые всеми песни военных и послевоенных лет, среди которых "Катюша", "Темная ночь", "Смуглянка", "Нам нужна одна победа", "Журавли", "Довоенный вальс", "На безымянной высоте", "На поле танки грохотали", "Синий платочек", "Три танкиста", "Дорога на Берлин", "Баллада о матери", "День Победы".
Завершился концерт праздничным фейерверком над Несвижем.