Ольга Савицкая, Sputnik.
Белорусские писатели Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский стали обладателями уникального российского приза ученической признательности за открытие и приобщение к миру чтения "Размышления о Маленьком Принце". Обладателями этого приза в разные годы становились Людмила Улицкая, Даниэль Пеннак, Александр Житинский, Светлана Друговейко, Денис Котов, учителя, библиотекари, книгоиздатели.
Евгения: Это очень интересная награда, приз присуждают дети — учителям, преподавателям, работникам библиотек, писателям. Нас номинировала Санкт-Петербургская гимназия №2, с которой мы давно дружим.
Андрей: Когда-то именно с этой гимназии начались наши многочисленные поездки по России. А в Петербурге состоялись первые встречи с нашими читателями.
- Что за поездки, для чего они нужны?
Евгения: Библиотеки, школы часто устраивают для детей встречи с авторами детских книг. Обозначается какая-нибудь тема для беседы — актуальная, важная для подростков. Чаще всего приглашают конкретных авторов, которых дети знают, любят, давно читают.
Андрей: Бывают поездки и на книжные фестивали, городские литературные праздники. Совсем недавно мы побывали в Таганроге на Международном книжном Чеховском фестивале. Детских писателей, приехавших на праздник, "распределили" по школам — где-то нас знали, где-то нет. На таких встречах темы очень варьируются. Например, прошлой осенью в рамках работы белорусских библиотек проводилась большая антинаркотическая кампания, вот тогда у нас был шквал приглашений.
- Какие темы, по вашему мнению, сегодня наиболее актуальны для детской литературы?
Андрей: Я думаю, самые главные темы не меняются из века в век. Мы пишем, в основном, для подростков, а в юности людей больше всего интересует вопрос самоопределения: кто я? И, конечно же, тема любви, потому что в этом возрасте все начинается по-настоящему, появляется новое измерение любви. Из этих двух самых главных тем, собственно, проистекают все остальные — верности и предательства, порядочности и дружбы.
Евгения: "Я маленький или большой?". "Кем я стану, когда вырасту?". "Есть папа, который инженер, есть мама — учительница, а я?" С этих вопросов начинается личностный рост.
Андрей: Поначалу мы писали свою книгу "Москвест" просто как приключенческую — про путешествие во времени, но, погрузившись в тему, поняли, что тысячу лет назад люди были взрослыми уже в 14 лет, никаких подростков тогда не существовало. Как только парень становился достаточно крепким физически — он считался уже взрослым, соответственно, и девушек отдавали замуж очень рано.
Евгения: Мы вовсе не за то, чтобы в 14 лет выдавать замуж, но мы против другой крайности — инфантильности.
Андрей: У нас пытаются оградить детей от различной "взрослой" информации, считается, что если не рассказывать ребенку о чем-то негативном, то так можно его защитить. Хотя все ровно наоборот. Подростки получают часто извращенную информацию из других источников — улица, интернет и т.д. А запретных тем вообще нет, есть различные способы подачи информации. Все в руках взрослых, а именно родителей, лучше никто этого не сделает. Хотя часто они пытаются переложить ответственность с себя на кого-нибудь: на учителей в школе, на тех, кто показывает фильмы, на издателей, которые должны решить, читать эту книгу ребенку или не читать и т.д.
Евгения: Сколько раз нас приглашали на встречи с детьми и просили провести, например, такую лекцию для школьников, чтобы они никогда в жизни не попробовали наркотики.
- Ваша книга "Охота на василиска" как раз об этом.
Евгения: Родители часто думают, что их маленькие дети про наркотики ничего не знают. Вот, к примеру, приходим мы на встречу в московскую школу, где дети нас любят и читают. Родители вместе с учителями, пригласившие нас побеседовать о книгах, просят не разговаривать с семиклассниками о спайсах, потому что "пока не стоит, дети ничего об этом не знают". Ну что же, не надо, так не надо. Но дети нас на эту тему выводят мгновенно. Я, помня разговор с родителями, спрашиваю: вы знаете, что это такое? Они знают и задают вопросы, кто-то прочитал нашу книгу, их интересует, почему мы решились написать на такую тему, где мы брали информацию и т.д.
Андрей: В первую очередь, об этом надо рассказывать родителям. Некоторые из них, действительно, знают проблему лишь поверхностно. Мы сами многого не знали до поры до времени.
- Где же вы брали информацию для книги?
Андрей: Разговаривали с наркологами в Минске, ездили в Новинки, в Москве встречались с психологами и психиатрами. Из многочисленных бесед поняли, что это один из видов зависимости, что это часть одной большой проблемы, решить которую только лишь полицейскими методами или профилактическими беседами — утопия.
Евгения: Ну кое-что сделать и с помощью беседы можно, если в группе из нескольких десятков человек, ты одного-двух зацепил — это отличный результат.
Андрей: Надо бороться не только против наркотиков, алкоголя, неконтролируемого секса и т.д. Надо бороться за здоровый образ жизни, за то, чтобы у детей с родителями были нормальные отношения. Если есть постоянный контакт, то можно во время прийти на помощь, решить проблему, защитить. Если вы с ребенком не разговариваете, то проблему можно проворонить.
- Вам нужно проводить беседы с родителями в первую очередь.
Евгения: Сколько раз мы пытались общаться с взрослой аудиторией! Говоря про наркотики, невозможно не говорить про спиртное и сигареты, потому что одинаково вредно и то и другое. Если человек при ребенке бывает пьян и этого не стесняется, считая, что имеет право расслабиться, то он не имеет никакого морального права упрекать своего ребенка.
Андрей: Единственное, что ребенок поймет, что существуют двойные стандарты, что надо стать поскорее взрослым и тогда ему можно будет все. К концу написания "Охоты на василиска" я вообще перестал употреблять любое спиртное, включая пиво и шампанское. После разговоров со специалистами убедился, что, действительно, все психоактивные вещества неприятны на вкус, этиловый спирт при попадании на слизистую вызывают рвотный рефлекс.
Евгения: То есть, чтобы это попробовать, надо очень сильно захотеть.
Андрей: Могут заставить, поэтому надо уметь сопротивляться, надо уметь сказать "нет". Мы этому детей совсем не учим.
Евгения: Действительно, когда мы собирали информацию для книги, наркопсихологи убедили, что не пить вообще — это нормально. Я всегда говорю, что очень уважаю непьющих подростков, потому что если я, взрослый человек, выдерживаю иногда такой натиск окружающих "с бокалами", какую надо иметь силу воли подростку, чтобы сказать "нет". Это очень серьезный поступок для него, гораздо серьезнее, чем для нас. А вообще, воспитать ребенка можно только личным примером, и начинать с рождения. Все идет от семьи.
- Легко ли быть соавторами? Как пишется вместе?
Евгения: Мы, конечно, разные, но в чем-то очень похожи. И эта похожесть помогает. Мы друг к другу очень лояльны, но если влезает кто-то третий…
Андрей: Иголки выпускаем…
Евгения: Если кто-то пытается учить, как писать. У нас есть негласный закон — мнение соавтора — неприкосновенно.
Андрей: Нет споров или анализа. Но базовые принципы у нас одинаковы. Иногда даже не можем понять, перечитав текст, кто из нас его написал. За исключением мест, где юноша уносит девушку в закат — здесь, кто автор, сразу ясно.
- Среди ваших читателей больше девочек или мальчиков?
Евгения: Пополам.
Андрей: Мальчики в принципе меньше читают в подростковом возрасте, чем девочки. Но есть приятная статистика…
Евгения: На зимней книжной выставке в Минске к нашему стенду подходит один папа и указывает на книги: "Это Жвалевский и Пастернак? Беру все!". У него спрашивают: "Вы что, покупаете, не глядя?" На что он поворачивается и восклицает: "Он читает!"
Андрей: Интересно, что отзывов по книгам "Время всегда хорошее", "Охота на василиска" гораздо больше от взрослых читателей, чем отзывов от подростков. Дети часто стесняются высказываться, думая, что над ними будут смеяться. А взрослые нам пишут очень много — часто диаметрально противоположные вещи про одну и ту же книгу. Похоже, что мы нащупали нашу нишу в литературе — нишу семейного чтения. Наши книги читают и взрослые и подростки. И для некоторых из них — это способ поговорить друг с другом на какую-то сложную тему, как, например, в "52 февраля". Или просто поговорить, как в книге "Время всегда хорошее". Мы пишем для подростков, но в наших книгах есть, как в "Охоте на василиска", специальное приложение, написанное специально для родителей, вроде стенограммы беседы мамы с психологом. Мы не акцентируем, но написано это специально для родителей, и если они прочитают, мы будем счастливы.