МИНСК, 9 июн — Sputnik. Наблюдается ощутимое сокращение потока российских туристов в Беларусь, хотя о конкретных цифрах можно будет говорить только осенью, заявил в интервью Sputnik представитель Российского союза туристических индустрий в Беларуси Филипп Гулый.
"Если раньше российские операторы, отправляющие сюда туристов, держали в белорусских санаториях огромные квоты, то теперь свободные места есть и в "Боровом", и в "Лесном", то есть в санаториях, куда раньше было не вбиться",- констатировал Гулый.
И дело здесь не столько в кризисе и падении платежеспособности россиян, сколько в развитии собственной российской туристической инфраструктуры и неумении белорусских турагентов реагировать на изменение рынка.
Россияне массово поехали в белорусские санатории в 2008 году, напомнил Гулый. В тот кризисный год, белорусские здравницы стали хорошей альтернативой недорогому качественному гарантированно стандартному отдыху за рубежом. "На сегодняшний день этот отдых остается качественным и лечение хорошим, но его уже нельзя назвать недорогим", — говорит представитель туриндустрии.
В нынешних условиях Беларусь оказалась не в состоянии конкурировать с российскими здравницами, сохранившими цены на услуги в российских рублях. К тому же санатории в РФ за последние годы заметно преобразились. По словам представителя туротрасли, кризис-2008 подтолкнул россиян к развитию собственной инфраструктуры, которая оказалась во вновь осложнившихся экономических условиях крайне востребована.
"Поэтому конкурентные площадки санаторно-курортного лечения внутри России оттягивают значительную часть российских клиентов на внутренний рынок. До Беларуси они просто не доезжают", — сделал вывод Гулый.
Ресурсов изменить ситуацию у белорусской туротрасли немного. Санатории стали активно предлагать клиентам всевозможные скидки, но цена за услуги по-прежнему остается высокой. "Это связано с высокой стоимостью нетто, которая, кроме традиционной ментальности побольше заработать, негибкости государственной системы ценообразования, связана с высоким налогом на землю, который ну никак не отменить. Эту проблему не решить ни туриндустрии, ни даже министерству", — объясняет Гулый.
Улучшить ситуацию с въездным туризмом могла бы более эффективная система продвижения национального турпродукта. "В Беларуси единичные объекты уделяют рекламе и работе с потенциальными клиентами должное внимание. В целом же отрасль не популяризирует и не продвигает себя так, как надо", — констатирует Гулый.
Были расчеты, что в Беларусь поедут туристы из Азербайджана, лишенные из-за боевых действий возможности отдыхать в Украине, а также из Узбекистана и Казахстана, но заметного увеличения потока не случилось. По словам Гулого, это ожидаемая ситуация. "Никто к тебе не поедет, пока ты его за руку не притащишь", — резюмировал представитель туриндустрии.