Виталий Чуясов, Sputnik.
Свободный доступ через интернет к космическим снимкам земной поверхности и распространение навигаторов изменили отношение к картам и их создателям.
Однако наиболее качественные фотографии территории Беларуси по-прежнему делаются с помощью аэрофотосъемки, а лучшие из них — с помощью уникального для постсоветского пространства цифрового авиационного сенсора ADS100, принадлежащего специализированному предприятию "БелПСХАГИ" (работает в системе Госкомимущества Беларуси).
В деталях
В Сети то и дело появляются художественные снимки различных уголков Беларуси, сделанные с высоты птичьего полета. Фото, которые делает бортоператоры "БелПСХАГИ", не претендуют на участие в арт-выставках, но обладают бесспорными преимуществами. Прежде всего, это очень высокое разрешение: пять сантиметров на экранную точку. Можно разглядеть железнодорожные шпалы, электрические провода, тротуарную плитку.
В отличие от любительских снимков, сделанных из-под крыла дельтаплана, создание профессиональных изображений — целая технология. "Она включает планирование летных заданий, непосредственно полеты, поэтапную обработку и сведение снимков, перевод в векторные изображения и 3D-формат", — пояснил руководитель группы аэрофотосъемочных работ Анатолий Гриб.
Кроме создания карт это открывает большие возможности по применению снимков в сельском и лесном хозяйстве, строительстве и архитектуре. 3D-снимки могут служить основной для создания компьютерных игр и приложений, привязанных к конкретным городам и местностям Беларуси.
В небо
Подготовка к съемке начинается за несколько дней и зависит от прогноза погоды: небо должно быть безоблачным.
Камера весом более ста килограммов установлена на легкомоторном самолете "Сессна", базирующемся на аэродроме "Минск-1". "Гироскопы поддерживают камеру в стабильном положении", — показывает оборудование бортоператор Евгений Короткий. К этому времени уже согласован маршрут: пилот знает, куда лететь, Короткий знает, что будет снимать.
В этот день в полет его провожала Юлия Сорока. В Беларуси она единственная обладательница столь редкой для девушки специальности, предполагающие регулярную работу в небе. Окончив геофак БГУ, она изначально знала, что будет работать специалистом в области геоинформационных систем.
"Не могу сказать, что за те два года, что летаю, видела что-то необычное. Разве что странные круги на полях… Некоторые здания сверху имеют необычную форму. Например, в Кобрине есть группа строений, образующих три шестерки. Но вообще нравятся сами ощущения полета", — призналась Юлия.
Во время высотной съемки важная задача оператора — следить за тем, чтобы в поле зрения объектива не попадали облака. Плюс масса дополнительных параметров для контроля, связанных с новой камерой, курсом и скоростью самолета, работой спутников для правильного позиционирования и вычисления траекторий.
В компьютер
Полученные с высоты файлы операторы закачивают в компьютеры для дальнейшей обработки. Фрагменты склеиваются, совмещаются различные слои со своими характеристиками, объекты изображения переводятся в кривые и т.д. Наибольшее впечатление производят материалы в 3D-формате с разрешением пять сантиметров на одну экранную точку. Изображения чрезвычайно насыщенны, можно разглядеть чуть или не каждый листок на деревьях.
Кроме создания электронной картографической матрицы для структур Госкомимущества работы "БелПСХАГИ" востребованы в министерстве обороны, Госпогранкомитете, хозяйствах Минсельхозпрода, БелЖД и других ведомствах.
"С помощью наших материалов каждый заказчик может создать детализированную основу собственной геоинформационной системы, а потом дорабатывать ее под свои потребности с помощью дополнительных бесплатных или доступных сервисов", — объяснил главный инженер "БелПСХАГИ" Виталий Головачев.
В качестве практических примеров использования полученных данных Головачев назвал исследования сельскохозяйственных полей, состава лесных насаждений, проектировании зданий с привязкой к конкретному расположению внутри городских кварталов и многое другое.
"В перспективе мы рассчитываем создать единую открытую электронную геоинформационную систему, на базе которой можно строить систему управления территориями и государством", — обрисовал то будущее, над которым уже сегодня работают специалисты предприятия в небе и на земле.