Вера Дашкевич, Sputnik
Прорыва в отношения между Беларусью и Евросоюзом на встрече Восточного партнерства, которая состоится в столице Латвии, ждать не стоит, утверждают политологи. Тем не менее, взаимный интерес в отношениях, по их словам, наметился.
"Восточное партнерство" было создано в 2009 году для укрепления отношений между Европейским Союзом и рядом стран бывшего СССР — Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной.
Беларусь до последнего времени оставалась скорее сдержанным наблюдателем, чем активным участником встреч. Показательный факт — уровень участия: если другие страны на саммитах представляли президенты или главы правительств, Беларусь в лучшем случае была представлена министром иностранных дел.
Отчасти это объясняется технической невозможностью главы государства Александра Лукашенко въехать на территорию Евросоюза. Президент — один из фигурантов санкционного списка, введенного против ряда белорусских чиновников и бизнесменов по итогам ряда избирательных кампаний. Однако в этом году латвийские чиновники не исключили вероятности визита в Ригу белорусского лидера.
Взаимный интерес растет. Для Беларуси он складывается из трех основных составляющих.
Деньги
Лукашенко хотел бы переформатировать "Восточное партнерство" с политики на экономическое сотрудничество. Об этом он прямо заявил в апреле 2015 года на встрече с Еврокомиссаром по политике соседства и переговорам о расширении Евросоюза Йоханнесом Ханом.
Но даже в существующем формате Беларусь могла бы рассчитывать на определенную помощь. На саммите в Риге, возможно, будет представлена дорожная карта по модернизации в Беларуси, которая предусматривает всестороннюю помощь Беларуси, в том числе и финансовую.
"В дорожную карту удалось включить два инфраструктурных проекта — модернизация автодороги Минск-Вильнюс и создание высокоскоростной железной дороги Минск-Вильнюс. Сейчас похожие проекты рассматриваются в отношении с Латвией", — рассказал Sputnik директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий. При этом политолог добавил, что "пока Беларуси недоступны финансовые фонды ЕС".
Стороны ведут переговоры, ищут направления, по которым Евросоюз мог бы помочь Беларуси, но о подписание каких-то конкретных документов речь пока не идет, заявил Sputnik старший аналитик Центра стратегических исследований BISS (г. Вильнюс) Денис Мельянцов.
… еще раз деньги
В условиях отсутствия договорно-правовой базы между Беларусью и Евросоюзом, "Восточное партнерство" остается, по сути, единственной площадкой, где возможно обсуждение вопросов и перспектив сотрудничества, в том числе и двустороннего, с другими европейскими странами, говорят политологи. "Не секрет, что состояние белорусской экономики сейчас не очень хорошее. И тут любая копейка, любой европейский проект полезен", — объяснил свою точку зрения Мельянцов.
… и безопасная многовекторность
"Восточное партнерство", единственный, по сути, канал белорусско-европейских отношений, остается существенным противовесом в отношениях с Россией, приводят еще одно объяснение белорусского интереса к европейской инициативе политологи.
"Беларусь старается балансировать, потому что страна маленькая, под боком большой сосед. "Восточное партнерство" — это элемент баланса, для этого он важен", — заявил старший аналитик BISS.
В рамках грядущего форума, по его словам, наверняка, будет принято Партнерство о мобильности. Это базовый документ, который принимается со всеми странами участницами инициативы и оговаривает условия взаимодействия по миграционным вопросам: по предотвращению нелегальной миграции, по улучшению условий по трудовой миграции.
Наиболее долгожданный документ — Договор о фасилитации, предусматривающий снижение стоимости шенгенских виз для белорусов с 60 до 35 евро, скорее всего, подписан не будет, прогнозируют политологи. Во всяком случае, в черновике итоговой Резолюции саммита, которая стала доступна прессе, этот документ не упоминается. При этом эксперты подчеркивают, что серьезных противоречий у сторон по этому вопросу не осталось, если не в мае, то в течение года, документ должен быть подписан.
Политологи сходятся во мнениях, что существенного прорыва в белорусско-европейских отношениях от рижского саммита ждать не стоит.
"Контактов много, но стороны уперлись в политическую проблему, без решения которой, без освобождения тех людей, которых в ЕС признали политзаключенными, дальнейшие прорывы пока ожидать нельзя", — убежден Мельянцов.