Советский воздушный ас сбил в бою 9 самолетов врага

© SputnikБелая книга — Александр Горовец
Белая книга — Александр Горовец - Sputnik Беларусь
Подписаться
Подвиг лейтенанта Горовца оспаривается из-за… отсутствия подтверждения со стороны противника.

Имя белорусского летчика Александра Горовца вошло в историю Великой Отечественной войны после Курской биты, одного из решающих сражений на советско-германском фронте. Воздушный ас сбил в течение одного боевого вылета девять немецких самолетов, причем последний — тараном.

Белая книга — Константин Заслонов - Sputnik Беларусь
Заслонов стал одним из самых успешных советских диверсантов

В 90-е годы некоторые историки стали ставить под сомнение подвиг Горовца, ссылаясь на то, что в немецкой статистике воздушных потерь и в показаниях пленных немецких летчиков эта цифра не находит подтверждения. Свидетельства советских воинов, которые наблюдали за боем с земли, включая командующего Воронежским фронтом генерала Николая Ватутина, для таких историков имеют почему-то второстепенное значение…

Оборонительная часть Курской битвы началась 5 июля 1943 года, старший лейтенант Горовец поднялся в небо на следующий день для прикрытия советских войск от атак немецких бомбардировщиков. В первый период войны советские ВВС потеряли большое количество самолетов, и согласно воинским наставлениям того времени в воздушных боях придерживались в основном оборонительной тактики.

Истребитель Ла-5, на котором летал Горовец, был усовершенствованной в 1942 году модификацией более ранней модели самолета конструкторского бюро Лавочкина. На самолете стоял воздушный двигатель, который выдерживал многократные попадания пуль — в отличие от двигателя с водяным охлаждением более ранней модели. Также это двигатель служил определенной защитой летчика в воздушном бою. Ла-5 был оснащен двумя 20-миллиметрровыми пушками с боезапасом в 340 снарядов.

На момент своего легендарного вылета Александр Горовец был заместителем командира эскадрильи. Это очень важный факт для понимания того, что за штурвалом сидел не молодой летчик, прошедший ускоренные курсы летной подготовки, а опытный пилот, который до войны сам был инструктором авиаклуба в Ростовской области.

В ходе выполнения задания звено Горовца встретило большую группу немецких пикирующих бомбардировщиков Ju-87, которых прикрывали истребители Me-109. Между немецкими и советскими истребителями завязалась схватка, боевые ряды были нарушены. Один из истребителей отделился от группы и атаковал немецкие бомбардировщики.

На кадрах кинохроники эти машины производят зловещее впечатление из-за гула, который они издавали, идя в пике при сбросе своего смертоносного груза. И хотя по техническим характеристикам и огневой мощи они значительно уступали Ла-5, без мастерства аса сбить в одном бою девять таких самолетов просто нереально. Хвостовое оперение девятого Ju-87 Ла-5 протаранил пропеллером, после чего взял курс на родной аэродром.

Вскоре его настигли четыре свежих немецких истребителя и хладнокровно расстреляли в упор советский самолет, который уже не оказывал никакого сопротивления.

Фрагменты невозвратившегося на базу Ла-5 были найдены над местом сражения в 1957 году. Останки летчика и документы свидетельствовали о том, что это был самолет лейтенанта Горовца, за подвигом которого наблюдали бойцы Воронежского фронта.

В деревне Мошканы Сенненского района Витебской области — месте рождения Александра Горовца, ему установлен памятник, а в Центральном музее Вооруженных сил подвигу летчика посвящен отдельный стенд.

Лента новостей
0