Вера Дашкевич, Sputnik
Традицию отмечать День печати 5 мая Беларусь унаследовала от Советского Союза. Дата связана с выходом в 1912 году первого номера ленинской газеты "Правда". В России в начале 1990-х "журналистский" праздник сместили на 13 января — в этот день в 1703 году по указу Петра I были отпечатаны первые "Ведомости".
"Непечатная" история
Белорусское печатное дело активно развивалось и до 1912 года. Еще в 1517 году Франциск Скорина выпустил в Праге первый "Псалтырь". В 1862-63 Кастусь Калиновский начал издавать "Мужыцкую праўду", вышло семь ее номеров. Наконец, с 1906 года в Вильно выходили легендарные "Наша доля" и "Наша ніва". В последней печатались Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович и многие другие белорусские классики.
Впрочем, при желании 5 мая можно связать и с другим "печатным" событием, которое случилось в 1581 году и имеет отношение к белоруской истории. В этот день в типографии Ивана Федорова на Волыни служивший у Радзивиллов поэт Андрей Рымша выпустил своеобразный календарь: 12 двустиший — описаний каждого месяца. Рифмы сложены на старобелорусском наречии.
Печатное настоящее…
В настоящем у белорусских печатников, помимо повода для праздника, есть масса оснований для размышлений. Газеты и журналы в век информационных технологий стали стремительно терять популярность.
"Социологические опросы показывают, что менее половины населения сегодня читает печатные газеты, только 6-7% читают газеты ежедневно. А было время, когда газеты являлись одним из основных источников информации",- заявил в интервью Sputnik медиаэксперт Павел Быковский.
Самую большую аудиторию на сегодняшний день удерживает телевидение, но его смотрят преимущественно ради развлечений и аналитики, пояснил эксперт.
Второе место по охвату аудитории занимает интернет с многочисленными полезными сервисами и разнообразием новостей, и только затем следуют газеты и радио. Существенную роль в нынешней расстановке сил на медиарынке играют и социальные сети. Они сформировали нового потребителя — активного и способного формировать собственную повестку дня. "В соцсетях люди без посредников обмениваются новостями, обходят, таким образом, необходимость пользоваться фильтрующим взглядом редактора. Пока у журналистам не очень получается конкурировать с новыми медиа", — констатирует Быковский.
… и будущее
Будущее у печатной журналистики есть, убежден медиаэксперт. Прежде всего, потому что есть люди, которые привыкли держать в руках газету. Но бороться за аудиторию, по мнению Быковского, придется.
Из возможных шагов он назвал более активную работа по привлечению читателей через собственный сайт и социальные сети, поиск уникальной ниши и специальных предложений, недоступных в интернет-режиме. "В глянцевых журналах, к примеру, можно пользоваться пробниками — шампунями, косметикой, а в интернете пока не придумали, как это можно сделать", — пояснил эксперт.
Sputnik поздравляет коллег из печатных СМИ и желает преуспеть в борьбе за аудиторию.