Гениальный сумасшедший. В Смиловичи на день привезут картины Сутина

© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в фотобанкПосетители у картин Пабло Пикассо "Женщина сидящая с кошкой" и Хаима Сутина "Камердинер" (справа)
Посетители у картин Пабло Пикассо Женщина сидящая с кошкой и Хаима Сутина Камердинер (справа) - Sputnik Беларусь
Подписаться
На Западе картины Сутина уходят с аукционов за десятки миллионов долларов, в Беларуси о нем до последнего времени знали лишь специалисты.

Вера Дашкевич, Sputnik

Лишь на один день в Смиловичи привезут картины Хаима Сутина и его товарища по Парижской школе и земляка Шрага Царфина. Экспозиция будет открыта для посетителей в смиловичском музее "Пространство Сутина" всего несколько часов. Среди экспонатов будет и "Ева", самая дорогая картина Сутина из белорусской коллекции. Несколько лет назад на аукционе Sotheby's меценаты отдали за нее 1 миллион 805 тысяч долларов. Впрочем, последние лет двадцать миллионы долларов – это обычная цена за магические и, порой, жутковатые работы мастера. 

Выставка Дали и Пикассо откроется в Национальном историческом музее

"Выбился" в люди

Когда в конце 20-х годов ХХ века до родных Смиловичей дошли слухи о его успехах, отец Хаима написал в Париж письмо. Попросил прощения, что бил в детстве, но при этом заметил, что, очевидно, порка пошла на пользу – ведь Хаим "выбился" в люди и стал "господином". Еще отец просил денег – дом прохудился. Деньги Сутин выслал, но на родину так до конца жизни и не выбрался. 

Хаим Сутин родился в январе 1893 года в Смиловичах в бедной еврейской семье, был десятым и не самым младшим ребенком, но, пожалуй, самым странным – часто сидел в углу и рисовал. Со временем его художества стали возмущать общину. Молодой человек изображал людей, что запрещено еврейской традицией. Чашу терпения добропорядочных евреев переполнил портрет раввина. Хаима сильно избили. Есть легенда, что раввин, узнав об этом, выдал Сутину 25 рублей. По другой версии, выплатить компенсацию семью раввина обязал суд. Так или иначе, именно на эти деньги молодой человек уехал учиться изящным искусствам сначала в Минск, затем в Вильно. Но в мечтах был Париж. И в 1913 году он уже обживал комнаты в знаменитом "Улье" в квартале Монпарнас, где квартировала вся бедная парижская богема.

"В "Улье" вы либо околевали от голода, либо становились знаменитыми", – писал об этом месте Марк Шагал, еще один его обитатель. 

Чтобы заработать на жизнь, Хаим Сутин разгружал баржи и подрабатывал натурщиком у других художников. В свободное время учился в частной школе и рисовал. 

Рисовал голым

О том, что Сутин рисовал голым, стало известно благодаря мемуарам Осипа Цадкина, еще одного обитателя парижского "Улья", скульптора и друга Сутина. Цадкин описал эпизод, как привел к Сутину Амадео Модильяни – познакомиться и оценить творчество нового обитателя Монпарнаса. Когда гости вошли, совершенно голый Хаим стоял перед холстом и завороженно смотрел на него. Потом нанес несколько мазков. Модильяни был впечатлен.

"Тебе нужна девушка, Хаим, иначе ты пропадешь!", – только и смог сказать итальянец. 

Сутин был замечен во многих странных вещах, но в данном случае чудачества не было. Голым Хаим рисовал из меркантильных соображений – чтобы не пачкать вещи. Лишних денег на одежду у него не было. 

Дверь Модильяни

Модильяни неоднократно писал Сутина. Стал помогать деньгами, пытался поселить к своему другу – поэту и по совместительству агенту Леопольду Зборовскому. Но странного жильца не приняла жена Зборовского Анна. Возмущенный Модильяни в отместку нарисовал портрет Сутина прямо на двери ее квартиры. Анна пыталась отмыть дверь, но безуспешно, пришлось снять ее с петель и выставить на продажу. Дверь-портрет купил владелец мануфактуры и любитель постимпрессионистов Люсьен Мар и не прогадал. Через десять лет он продал злополучную дверь за хорошие деньги. 

Бычьи туши, дохлые утки и селедка

В начале 1920-х годов картины Сутина неожиданно стали хорошо продаваться. 

"С появлением денег Сутин переменился мало: он был не очень-то опрятен, женщин сторонился из-за своей чрезвычайной застенчивости", – утверждает наблюдавший за ним тогда в Париже Илья Эренбург. 

Друзья помогли снять ему приличное жилье, приодели. Но темы и настроения работ Сутина не изменились. 

"Мне видится Сутин фигурой загадочной, демонической, – делился впечатлениями Эренбург. – Это не Левитан с его осенней грустью, не передвижники с их назойливым реализмом. Сутин – это гроза, стихия, ураган. Это новый тип художника, который срывает кожу с предметов, выворачивает наружу не всегда приглядное человеческое нутро". 

Сутин часто и много писал мясные туши, ощипанную дичь, селедку на блюде. Работу мясников он наблюдал в Париже, когда в свои первые "голодные" годы жил недалеко от скотобойни. Впрочем, Илья Эренбург предположил, что такое количество работ, связанных с едой, обусловлено не увиденным, а пережитым – тем, что "этот человек за свою жизнь хорошо наголодался".

Уход

Сутин плохо ел и много пил, из-за этого страдал желудком. Очередное обострение язвы случилось в августе 1943-го. К тому времени Сутин уже два года как прятался в провинции, жил там по поддельным документам. Франция была оккупирована, у еврея не было шансов получить полноценную медицинскую помощь. Тем не менее хирург, готовый сделать тайную операцию, нашелся, но только в Париже. Сутин осилил дорогу, пережил операцию, но затем у художника развился перетонит, от которого он и умер. 

Хаима Сутина похоронили на монпарнасском кладбище. Проводить его пришли всего несколько человек: аристократка Мари Оранж, художник Пабло Пикассо, писатель Жан Кокто и поэт Макс Жакоб

Впервые в Беларуси 

В Беларуси с 19 по 21 апреля проходят первые международные "Сутинские чтения". Для западных исследователей родина Сутина – пока малоизученная тема, так же как для белорусских специалистов до последнего времени малоизвестной была сама фигура художника. 

В Смиловичах собрались многие авторитетные знатоки творчества художника. В том числе директор Парижской Пинакотеки Марк Рестеллини, организатор первой крупной ретроспективной выставки Сутина во Франции в 1989 году Маите Валлес-Блед, директор Государственного института культуры, философии и искусства Литвы Иоланта Ширкайте и другие исследователи. 

В рамках форума и состоится однодневная экспозиция работ Сутина и Царфина – уникальный шанс для белорусов увидеть потерянную историю. 

Лента новостей
0