Вера Дашкевич, Sputnik
Эдуард Ханок родился 18 апреля 1940 года в Казахстане в семье военного, школу заканчивал в Бресте, консерваторию в Москве. Самую успешную свою музыку писал преимущественно в Минске. Советские "Песняры", "Верасы" и "Сябры" завоевывали всесоюзную популярность, благодаря, в том числе, и его хитам. Ханок написал музыку к таким шлягерам как "Лягу, прилягу", "То ли еще будет", "Малиновка", "Я у бабушки живу", "Завируха" и многих других. А в конце 1980-х внезапно увлекся научной деятельностью, засел за работу над "Теорией творческих волн".
Взволновал Пугачеву
Первые же научные изыскания Ханка, опубликованные в книге "Пу-га-чев-щи-на!", спровоцировали скандал. Объект исследования обиделась не на шутку. Композитору даже пришлось позже просить прощения, но от своей научной деятельности он не отступил. Продолжает настаивать, что выжить в творческой профессии может только серфингист — тот, кто умеет седлать волны. По расчетам Ханка выходило, что оставаться популярным талантливый артист может не дольше пяти лет.
"Если в тебе больше волн не заложено, ты одноволновик, то можно только сесть на остаточную волну. Если же и в дальнейшем хочешь быть успешным, нужно либо поменять профессию, либо найти какую-то "фишку", которая будет держать тебя дальше", — объяснял ученый-композитор.
В случае Аллы Борисовны, этой фишкой стали многочисленные мужья. Свою теорию Эдуард Ханок развил уже в нескольких книгах и даже пытался оформить в диссертацию. Составлял и собирал для нее волнограммы известных людей.
В поисках своей волны
Словно руководствуясь своей теорией, он за последние 30 лет сменил множество занятий. Попробовал себя в придуманной науке, попытался сходить в политику — баллотировался в Госдуму России от Народной партии Геннадия Райкова, но партия не преодолела 5-процентный барьер. Эдуард Ханок счастливый обладатель двух паспортов — российского и белорусского. Поработал госслужащим — несколько лет был помощником у депутата Иосифа Кобзона. А затем вернулся в Беларусь и к творчеству.
Будут ли шлягеры?
Музыку Ханок пишет до сих пор, правда, только на заказ. Но откровенных шлягеров не получается. Возможно, потому, что решил для себя: музыкальное сочинительство — это не его работа. В этом он признавался накануне 70-летнего юбилея в интервью "Народной воле". Ему хотелось популярности, а аплодисменты доставались артистам.
"Не будешь же каждый день ходить и всем говорить: это я написал! Скажут: сумасшедший. Сегодня профессия композитора-песенника ни морально, ни материально почти ничего не дает. Имена композиторов уже вообще никто не объявляет. Вот моей песней "Служу России" открывают и закрывают многие концерты, но нигде не говорят про авторов. Поэтому эта профессия теряет свой смысл", — говорит Эдуард Ханок.
К тому же, признался Ханок, в определенный момент он понял, что есть композиторы и посильнее. К примеру, Пахмутова, Паулс и Шаинский.
В 75 жизнь только начинается
Юбилейную дату Ханок встретит за работой, его пригласили в жюри одного из песенных конкурсов, который в эти дни проходит в Подмосковье. На вопросы о самочувствии отшучивается, говорит, что в свои 75 чувствует лучше, чем полвека назад. Считает себя обеспеченным человеком, хотя ни дачи, ни машины у него нет. Любит ходить пешком и настаивает, что его настоящая жизнь только сейчас и начинается.