Cоветская армия начала Маньчжурскую операцию по разгрому главной сухопутной группировки Японии —Квантунской армии — 9 августа 1945 года. В историю этот день вошел также как дата ядерной атаки Нагасаки. Маршал Мерецков, командовавший в 1945 году 1-м Дальневосточным фронтом, вспоминает о том, как атомные бомбардировки островов отразились на операциях советских войск на севере Китая.
Кирилл Мерецков, "На службе народу":
Меня нередко спрашивают: как отнеслись наши войска к сообщению о том, что 6 и 9 августа на Хиросиму и Нагасаки упали американские атомные бомбы? Как отразились эти события на операциях советских войск? Отвечу коротко: почти никак! Во-первых, ни в какой связи с нашими планами разгрома Квантунской армии трагические происшествия в Хиросиме и Нагасаки не стоят. Во-вторых, истинные результаты взрывов не были в точности известны в то время даже самим американцам, а японцы, естественно, нас не информировали.
Скоро после взрывов 6 и 9 августа, когда весь мир узнал о деталях случившегося, наш народ охватило чувство взволнованного удивления. Как бы мы ни относились ко вчерашнему врагу — японским вооруженным силам, каждый понимал, что прямой военной необходимости в использовании атомных бомб у США не было; что делу присуща совсем иная подоплека. Так же думал и я.