МИНСК, 7 апр — Sputnik. Экс-спикер белорусского парламента Станислав Шушкевич считает, что инициатива власти взымать сборы с неработающих граждан рассчитана, в том числе, и на укрепление популярности власти, рейтинг которой в последнее время начал падать.
Декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества" президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 2 апреля. Документ предусматривает специальный сбор для белорусов и иностранных граждан, которые не участвуют в финансировании государственных расходов менее 183 дней в году.
"Закон о тунеядцах это попытка пооригинальничать для "темных людей", жизнь которых ухудшается", — заявил Шушкевич в интервью Sputnik. По мнению политика, власть, принимая этот документ, рассчитывала на соответствующую реакцию своего постоянного электората.
"Они скажут — президент борется с тунеядцами, он заставит их помогать обществу, нам станет жить лучше", — сказал политик. Таким образом, решение обложить налогом неработающих, по мнению Шушкевича, должно было повысить рейтинг власти накануне выборов.
По последним данным Независимого института социально-экономических и политических исследований (г. Вильнюс) рейтинг белорусского президента снизился на 5,8 пункта с 40 % в декабре 2014 года до 34,2% в марте 2015-го. При этом литовские социологи настаивают, что в условиях существенного ухудшения экономической ситуации в стране и реального уменьшения заработной платы такое снижение рейтинга следует признать незначительным.
Эксперты также говорят о неопределенных настроениях, которые сложились в белорусском обществе, относительно виновных в ухудшении экономической ситуации. Если ответственность за кризис 2009 года белорусы возложили на международную ситуацию, то экономические проблемы 2011 года были восприняты ими как рукотворные, что привело к рекордному падению рейтинга действующего президента.
В отношении нынешнего кризиса белорусы еще до конца не определились. Рекордно высокой — 36,7% — остается доля тех, кто не готов определить виноватых в нынешнем ухудшении ситуации. В конечном счете, это резерв для увеличения как позитивных, так и негативных оценок действий власти и власти как таковой, подчеркивают социологи.