Истерн против вестерна. Как снимали "Белое солнце пустыни"

© Sputnik / Перейти в фотобанкАнатолий Кузнецов и Спартак Мишулин в фильме "Белое солнце пустыни"
Анатолий Кузнецов и Спартак Мишулин в фильме Белое солнце пустыни - Sputnik Беларусь
Подписаться
"Белое солнце пустыни" рождалось в муках. Менялись сценаристы, дрались актеры, проект едва не закрыли. Но в итоге картина стала культовой и разошлась на цитаты. Сегодня - 45 лет фильму.

Вера Дашкевич, Sputnik

"Белое солнце пустыни" вышло в прокат 30 марта 1970 года. Накануне его посмотрел Леонид Брежнев — генсек был в восторге. Это и решило судьбу картины, потому что киноначальники к тому времени пытались списать ее уже несколько раз.

И называйте меня просто — товарищ Сухов!

После успеха "Неуловимых мстителей" в Госкино решили снять еще один "истерн" — приключенческий фильм советского образца (в пику голливудскому "вестерну"). Сценарий поручили Андрею Кончаловскому и Фридриху Горенштейну. Но у них история не получилась. Второй вариант писали Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков. Они взяли за основу воспоминания ветерана Гражданской войны о том, как "басмач" бросил в пустыне гарем, а сам сбежал… Так возникли главные образы — красноармейца Сухова и Гюльчитай…

© Sputnik / Перейти в фотобанкКадр фильма "Белое солнце пустыни"
Кадр фильма Белое солнце пустыни - Sputnik Беларусь
Кадр фильма "Белое солнце пустыни"

Восток — дело тонкое

Режиссера на картину тоже нашли не сразу. Предлагали Жалакявичусу, Чулюкину, даже Тарковскому, но они отказались. После некоторых уговоров согласился режиссер Владимир Мотыль, уроженец Беларуси.

С подбором актеров тоже возникли проблемы. Утвержденный на роль Сухова Георгий Юматов начал сниматься, но уже через неделю был найден в состоянии тяжелого опьянения и с сильно пострадавшим (в драке) лицом. Юматова заменили на Анатолия Кузнецова. Но дисциплина на съемках по-прежнему хромала. Вне площадки актеры позволяли себе расслабиться и, порой, ввязывались в конфликты с местным населением (съемки проходили в Дагестане и Туркменистане). Досталось и актеру Павлу Луспекаеву, исполнителю роли Верещагина: в драке ему рассекли бровь, которая на следующий день во время съемок эпизода схватки на баркасе так натурально кровоточила.

© Sputnik / Перейти в фотобанкПавел Луспекаев в фильме "Белое солнце пустыни"
Павел Луспекаев в фильме Белое солнце пустыни - Sputnik Беларусь
Павел Луспекаев в фильме "Белое солнце пустыни"

На роль одного из бандитов Черного Абдуллы пришлось пригласить местного криминального авторитета Али — чтобы обеспечить безопасность съемок. Накануне подопечные Али выкрали у Мотыля ценный реквизит.

Гюльчатай! Открой личико!

В картине оказалось задействовано много непрофессиональных актеров. Только три "жены Абдуллы" из девятерых были актрисами. Остальные после съемок шли на основную работу, потому в эпизодах их порой приходилось дублировать. Вместо дам под паранджой прятали солдат.

В роли Гюльчитай снялись сразу две актрисы — Татьяна Денисова и Татьяна Федотова. Дело в том, что первый вариант картины, который Мотыль привез из экспедиции, приемную комиссию не устроил. Проект уже готовы были закрыть, но Минфин отказался списывать такую большую сумму. Мотыля отправили во вторую командировку — с доработанным сценарием и новой Гюльчитай.

Я мзду не беру. Мне за державу обидно

И критики, и зрители очень осторожно приняли фильм. В 1970 году в прокате "Белое солнце пустыни" заняло лишь пятое место. Журналисты по горячим следам критиковали и монтаж, и операторскую работу. Но история прошла проверку временем. Актерские работы, яркие диалоги и детали сделали этот фильм запоминающимся.

© Sputnik / Перейти в фотобанкКахи Кавсадзе в роли Абдуллы (справа), Владимир Кадочников в роли подпоручика Семена
Кахи Кавсадзе в роли Абдуллы (справа), Владимир Кадочников в роли подпоручика Семена - Sputnik Беларусь
Кахи Кавсадзе в роли Абдуллы (справа), Владимир Кадочников в роли подпоручика Семена

Кроме того, картина стала талисманом советских, а затем и российских космонавтов. Они смотрят ее перед каждым вылетом, кассета с ней есть даже на МКС. В отличие от советских критиков 1970-х, космонавты оценили именно операторскую работу. "Этот фильм используется в качестве пособия для обучения космонавтов киносъемкам. Как строить план, как работать с камерой, как выставлять сцены. Белое солнце пустыни — эталон операторской работы", — объясняет командир корабля Союз ТМА-17 Олег Котов.

А Верещагин, созданный Павлом Луспекаевым, и вовсе стал символом Таможенной службы.

Лента новостей
0