Вера Дашкевич, Sputnik
"Белое солнце пустыни" вышло в прокат 30 марта 1970 года. Накануне его посмотрел Леонид Брежнев — генсек был в восторге. Это и решило судьбу картины, потому что киноначальники к тому времени пытались списать ее уже несколько раз.
И называйте меня просто — товарищ Сухов!
После успеха "Неуловимых мстителей" в Госкино решили снять еще один "истерн" — приключенческий фильм советского образца (в пику голливудскому "вестерну"). Сценарий поручили Андрею Кончаловскому и Фридриху Горенштейну. Но у них история не получилась. Второй вариант писали Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков. Они взяли за основу воспоминания ветерана Гражданской войны о том, как "басмач" бросил в пустыне гарем, а сам сбежал… Так возникли главные образы — красноармейца Сухова и Гюльчитай…
Восток — дело тонкое
Режиссера на картину тоже нашли не сразу. Предлагали Жалакявичусу, Чулюкину, даже Тарковскому, но они отказались. После некоторых уговоров согласился режиссер Владимир Мотыль, уроженец Беларуси.
С подбором актеров тоже возникли проблемы. Утвержденный на роль Сухова Георгий Юматов начал сниматься, но уже через неделю был найден в состоянии тяжелого опьянения и с сильно пострадавшим (в драке) лицом. Юматова заменили на Анатолия Кузнецова. Но дисциплина на съемках по-прежнему хромала. Вне площадки актеры позволяли себе расслабиться и, порой, ввязывались в конфликты с местным населением (съемки проходили в Дагестане и Туркменистане). Досталось и актеру Павлу Луспекаеву, исполнителю роли Верещагина: в драке ему рассекли бровь, которая на следующий день во время съемок эпизода схватки на баркасе так натурально кровоточила.
На роль одного из бандитов Черного Абдуллы пришлось пригласить местного криминального авторитета Али — чтобы обеспечить безопасность съемок. Накануне подопечные Али выкрали у Мотыля ценный реквизит.
Гюльчатай! Открой личико!
В картине оказалось задействовано много непрофессиональных актеров. Только три "жены Абдуллы" из девятерых были актрисами. Остальные после съемок шли на основную работу, потому в эпизодах их порой приходилось дублировать. Вместо дам под паранджой прятали солдат.
В роли Гюльчитай снялись сразу две актрисы — Татьяна Денисова и Татьяна Федотова. Дело в том, что первый вариант картины, который Мотыль привез из экспедиции, приемную комиссию не устроил. Проект уже готовы были закрыть, но Минфин отказался списывать такую большую сумму. Мотыля отправили во вторую командировку — с доработанным сценарием и новой Гюльчитай.
Я мзду не беру. Мне за державу обидно
И критики, и зрители очень осторожно приняли фильм. В 1970 году в прокате "Белое солнце пустыни" заняло лишь пятое место. Журналисты по горячим следам критиковали и монтаж, и операторскую работу. Но история прошла проверку временем. Актерские работы, яркие диалоги и детали сделали этот фильм запоминающимся.
Кроме того, картина стала талисманом советских, а затем и российских космонавтов. Они смотрят ее перед каждым вылетом, кассета с ней есть даже на МКС. В отличие от советских критиков 1970-х, космонавты оценили именно операторскую работу. "Этот фильм используется в качестве пособия для обучения космонавтов киносъемкам. Как строить план, как работать с камерой, как выставлять сцены. Белое солнце пустыни — эталон операторской работы", — объясняет командир корабля Союз ТМА-17 Олег Котов.
А Верещагин, созданный Павлом Луспекаевым, и вовсе стал символом Таможенной службы.