Людмила Буткевич, специально для Sputnik
Творческие способности детей умиляют и поражают окружающих. Мы удивляемся их непосредственности, умению по-своему видеть необыкновенное в самых обыденных вещах, фантазировать и придумывать такое, что любому взрослому и в голову не придет. В раннем детстве дети не стесняются, не бояться высказывать свои суждения, фантазии. Однако, взрослея, ребята зажимаются, бояться выделиться, быть непонятыми и стремятся жить по принципу "быть как все". И лишь очень немногим удается сохранить и развить свою творческую индивидуальность. Поэтому развитие врожденных талантов ребенка — задача взрослых. Таланты нужно культивировать, подобно тому, как хороший садовник ухаживает за плодовым деревом.
Развивая способности ребенка, можно превратить их в таланты. Но, не замечая, не развивая талантов, можно потерять и способности.
Учеными доказано, что у творчески развитых детей намного реже встречаются проблемы с психическими расстройствами. Они реже впадают в и депрессию и устраивают истерики. Одним из важнейших средств релаксации, приведения в норму нервной системы является художественное творчество.
Вот несколько конкретных советов для развития воображения.
Творческие способности ребенка тем ярче, чем активнее он исследует окружающий мир: копается в земле, строит замки из песка, собирает цветы, ягоды, грибы, каштаны, желуди, наблюдает за растениями, животными. К сожалению, это одна из самых нелюбимых сторон детского развития для взрослых: грязная одежда и руки после прогулок, в доме — банки с жуками, червяками, камнями, разбитые носы и колени. Но это надо пережить, перетерпеть и дать ребенку возможность изучать мир. Ведь порой на очень простые вопросы (Вы видели цветущие сады? Как пахнет черемуха? На каком дереве растут желуди? Как выглядит синица? и т.д.) дошкольники, да и учащиеся младших классов, не могут дать вразумительный ответ.
Рисование
Это лучший способ развить в детях чувство прекрасного. Взрослые должны дать возможность ребенку самому придумать, что и как ему рисовать. Стоит только показать, какие техники рисования существуют. Вот некоторые из них (от 4 лет).
"Рисование пальчиками"
Ребенок опускает в гуашь пальчики и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. Затем пятнышки можно превратить, дорисовать в любые предметы. Пальчиковые краски стимулируют развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений. Малыш будет удивлен тому, что пальцы — чудесный и самый удобный инструмент для рисования. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
"Рисование ладошкой"
Ребенок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисти (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
"Восковые мелки или свеча + акварель"
Это техника рисования восковыми мелками или свечой на бумаге, которую затем закрашивают акварелью в один или несколько цветов. Контур рисунка остается не закрашенным. Очень красиво и оригинально получается зимний лес.
"Кляксография "
Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается. Изображение обязательно должно что-то напомнить — недостающие детали можно дорисовать.
"Кляксография с трубочкой"
Краску так же выливают на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
"Колючая поверхность, фон для рисунка"
Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.
"Несуществующее животное"
Попросите ребенка нарисовать несуществующее животное, которое будет сочетать в себе как можно больше признаков всех известных ему зверей. Например, лису с рыбьей чешуей или длинношеего зайца с копытами. Это поможет развить фантазию малыша.
"Разноцветные камешки"
Предложите ребенку раскрасить камушки. Малыши могут сделать что-то простое, — например, божьих коровок. А дети постарше — глаза, лица, узоры.
"Рисуем пейзажи"
Одним из любимых занятий детей постарше является рисование сезонных пейзажей. Ребята рисуют осень, зиму, опираясь на личные наблюдения за природой.
Лепка
Лучшим средством для лепки будет специальная масса для лепки или соленое тесто, которое можно приготовить самим. Эти материалы, в отличие от пластилина, мягкие и эластичные, не пристают к рукам. Как приготовить соленое тесто? Вам понадобятся: 1 стакан муки, 1 стакан мелкой соли ("Экстра"), 1 ст. ложка растительного масла, 1/2 стакана воды. Замесите массу в большой миске. Воду можно заменить киселем из крахмала (на 1/2 стакана воды 1 ст. ложка крахмала), придаст тесту большую эластичность.
Начинайте с самого простого: колобок, цветочек, елочная игрушка, фрукты, овощи. Затем усложняйте: животные, птицы, сказочные персонажи. После того, как готовая фигурка высохнет, ее можно раскрасить красками.
Выставки работ
Регулярно организовывайте домашние выставки работ вашего художника и скульптора. Для этого понадобится обычная деревянная доска, книжная полка или поверхность холодильника (на него можно прикреплять детские рисунки с помощью магнитов). Все, что ребенок творит сам (или вы творите вместе), должно быть на виду. Ребенок должен чувствовать, что признан в кругу близких людей, которые придают большое значение его творчеству.
Конечно, не в наших силах сделать детей профессиональными художниками: лишь единицы посвятят свою жизнь искусству. Но мы можем подарить им радость творчества, дать возможность почувствовать себя настоящим, всемогущим волшебником, проявить воображение и фантазию.
Литературное творчество
Попросите ребенка рассказать о себе так, как если бы вы не были знакомы. Для развития речи и фантазии очень хорошо практиковать устные сочинения на различные темы: сочинить сказку, придумать продолжение рассказа или другой конец и т. д.
Попробуйте сочинить простое стихотворение или песню. Не придирайтесь, если ребенок не очень ладит с рифмой, главное — его желание.
Игра в "Интервью". Попросите ребенка представить, что он журналист и должен взять у вас интервью. Потом поменяйтесь ролями и возьмите интервью у ребенка, как будто он известная личность.
Не забывайте о хорошей музыке, которое развивает у ребенка чувство ритма или успокаивает перед сном. А также о "строительных материалах" — кубиках, конструкторах — они развивают технические способности в творчестве.
Каждому человеку с рождения природа дарит огромный творческий потенциал. Только ребенок может видеть огромное количество красок в серых буднях. Пусть он не станет великим художником или известным музыкантом, но благодаря вашей поддержке творческая жилка в нем не угаснет.