Елена Ольшанская, Sputnik
В государственном объединении "Белоруснефть" отмечают снижение объема реализации нефтепродуктов внутри республики и считают, что одна из причин — агрессивная маркетинговая стратегия работающих в стране АЗС крупных российских нефтекомпаний.
"Белоруснефть" владеет самой крупной в Беларуси сетью АЗС: на ее долю приходится почти 70% внутреннего потребления бензина и почти 67% — дизтоплива. Помимо "Белоруснефти", в республике имеют свои сети российские нефтяные компании ЛУКОЙЛ, Газпром нефть и ТНК-ВР, Татнефть и другие.
Виноваты кризис и неразворотливость
Дочерние структуры объединения "Белоруснефти" в 2014 году реализовали на внутреннем рынке немногим более 3,1 миллиона тонн нефтепродуктов, что на 5,2% меньше по сравнению с 2013 годом. При этом снизились и продажи в розницу, и оптовая реализация.
"Правда, и в целом в Беларуси в минувшем году потребление светлых нефтепродуктов сократилось на 6% по сравнению с 2013 годом. Причина этому — как в недостаточной работе предприятий, так и внешние факторы", — рассказали Sputnik в "Белоруснефти".
По словам специалистов, тенденция к снижению продаж топлива сохранялась и в текущем году. "В нынешнем январе внутренний рынок в целом по стране просел на 20,7%, в том числе продажи бензина упали на 10% по сравнению с январем прошлого года, дизтоплива — на четверть", — отметили в объединении.
Конкуренты наступают
Снижение объемов продаж на АЗС "Белоруснефти" наметилось в четвертом квартале минувшего года и было обусловлено в основном внешними факторами, подчеркивают в объединении.
"Сократилось потребление топлива внутри страны в связи со спадом экономической активности, кризис в России повлек снижение продаж на приграничных АЗС, но есть и еще одна веская причина. Это уход крупных оптовых клиентов к конкурентам, у которых есть возможности вести более гибкую сбытовую политику", — отмечают специалисты.
В Беларуси розничные цены на топливо для реализации его через АЗС предприятий, входящих в структуру концерна "Белнефтехим", устанавливаются непосредственно концерном. Эти цены не являются обязательными для применения частными АЗС.
Однако, как пояснили Sputnik в сбытовом отделе дочерней структуры одной из работающих в Беларуси российских нефтекомпаний, на практике российские НК придерживаются цен Белнефтехима."Это элемент добросовестной конкуренции — поддерживать паритет цен. Преимущества для клиентов каждый продавец может получить за счет бонусов, скидок и уровня сервиса, который он может предоставить клиентам", — отметили в российской НК.
"У конкурентов есть возможность варьировать цену продукта за счет различных скидок, а также предоставлять оптовым клиентам отсрочку платежа. Сегодня маркетинговая политика работающих в Беларуси российских компаний носит агрессивный характер", — подчеркнули в данной связи в "Белоруснефти".
В России дешевле
Между тем, отмечают в "Белоруснефти", в январе текущего года основной причиной сокращения продаж топлива внутри страны стал диспаритет цен на нефтепродукты.
"Здесь уже причина — диспаритет цен на нефтепродукты в сравнении с Российской Федерацией, который составляет до 50%", — рассказали специалисты.
По их словам, именно диспаритет цен привел к сокращению объемов продаж на приграничных АЗС.
Ранее жители граничащих с Беларусью регионов РФ, в том числе работающие там автоперевозчики, приезжали в республику, чтобы заправиться топливом. При этом многие покупали нефтепродукты "про запас". В связи с тем, что между Беларусью и РФ отсутствует таможенная граница, такой "серый экспорт" топлива никак не контролировался и не пресекался. Для сравнения, белорусские власти ввели ограничения на свободный вывоз топлива физлицами в баках принадлежащих им авто за пределы Таможенного союза.
В текущем году из-за диспаритета цен на нефтепродукты Беларусь поставила на российский рынок всего 140 тысяч тонн бензина, что почти в два раза меньше, чем в прошлом году. Белорусское топливо выставлялось на российских биржах, но из-за высоких цен на него не было спроса. В марте белорусские трейдеры приостановили поставки топлива в РФ из-за невыгодности.
По конкурентам ударят сервисом и санитарией
В "Белоруснефти" понимают, что такую политику конкурентам диктует сегодняшняя ситуация на рынке, и намерены предпринять ответные меры.
"В объединении обсуждены меры эффективного противостояния коммерческим операторам АЗС. Одна из них — активизация программы лояльности "Заправляйся выгодно", еще один пакет мер нацелен на развитие на АЗС сопутствующей торговли товарами и услугами", — рассказали специалисты.
По их словам, руководителям дочерних предприятий объединения поручили привести в порядок туалеты на всех АЗС и оборудовать их там, где таких объектов еще нет.
"Главная задача на сегодня — сохранить свои позиции на внутреннем рынке страны и повысить качество сервиса", — подчеркнули собеседники Sputnik.