"Царская невеста" опять на сцене Большого театра Беларуси

© Sputnik / Виктор ТолочкоСцены из оперы "Царская невеста" Большого театра оперы и балета Беларуси
Сцены из оперы Царская невеста Большого театра оперы и балета Беларуси - Sputnik Беларусь
Подписаться
Премьера оперы "Царская невеста" на белорусской оперной сцене состоится 25 и 26 марта.

Новая постановка одной из лучших опер Николая Римского-Корсакова станет четвертой для Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси.

Артисты балета Юрий Ковалев и Марина Вежновец - Sputnik Беларусь
Последний инка. Большой готовится к юбилею Кортеса

Первый спектакль "Царская невеста" в минском театре оперы и балета появился в 1933 году и назывался "Опричники". В 1938-м зрители увидели новую версию этой оперы, третья постановка "Царской невесты" состоялась в 1950-м и полвека не сходила с афиш театра.

"В труппе Большого театра Беларуси есть очень хорошие исполнители для каждой партии, и, располагая такими голосами, такими возможностями, нельзя не иметь в репертуаре театра оперу "Царская невеста" Николая Римского-Корсакова", — рассказал Sputnik режиссер спектакля Михаил Панджавидзе.

Готовили "Царскую невесту" лучшие постановщики театра: дирижер-постановщик Николай Колядко, режиссер Михаил Панджавидзе, хормейстр-постановщик Нина Ломанович, художник-постановщик Александр Костюченко.

В основу оперы "Царская невеста" Николаем Римским-Корсаковым положена драма русского поэта, переводчика и драматурга Льва Мея. Действие оперы происходит в эпоху Ивана Грозного, в сложное время объединения русского государства, с одной стороны, и жестокой борьбы царской опричнины с боярством, с другой.

Сюжет "Царской невесты" типичен для романтической драмы: в красавицу Марфу, дочь новгородского купца, влюблены царский опричник Григорий Грязной и молодой боярин Иван Лыков, последнему девушка отвечает взаимностью. Драма героев и развитие их отношений осложняются вмешательством третьей роковой силы — царя Ивана Грозного, чей выбор, с подачи знатного опричника Малюты, на смотре невест падает на Марфу. Реалистически убедителен образ покинутой любовницы Грязного Любаши, которая находит способ отомстить сопернице.

"Мне часто задают вопрос: кто же главное действующее лицо оперы? Я бы сказал, что здесь нет заглавной партии. При всей моей любви к Марфам — это произведение не о них", — говорит Панджавидзе.

"Царская невеста" — это история отношений царя и державы, взаимоотношений власти и народа, считает режиссер. "Личность Ивана Грозного — одна из самых спорных в истории государства Российского. Фигура крайне противоречивая: он сам писал молитвенные каноны, был литературно одаренным человеком, но при этом назывался Грозным. Власть не может быть аморальной и моральной, она существует вне понятий морали, она может быть какой угодно, но только не слабой и жалкой, ведь если она не может защитить себя и свои интересы, то как она может защитить свой народ?" — сказал Панджавидзе.

Интриги и предательство в опере: "Царская невеста" вернулась в Большой — фотолента >>

© Sputnik / Виктор ТолочкоСцены из оперы "Царская невеста" Большого театра оперы и балета Беларуси
Сцены из оперы Царская невеста Большого театра оперы и балета Беларуси - Sputnik Беларусь
Сцены из оперы "Царская невеста" Большого театра оперы и балета Беларуси

На сцене разворачивается грандиозная интрига, передел сфер влияния между приспешниками царя — Лыковым, Грязным и Малютой. Они все — любимцы государя и все работают ему "на ухо", пытаются выслужиться, соперничая друг с другом. Марфа — родственница Малюты, и, естественно, он прочит ее в царицы, потому что так еще больше сможет приблизиться к монарху. Это одна линия. Другая — две молодые жизни, судьба которых была изуродована в пылу кулуарных игр.

"Здесь все персонажи, кроме Марфы, пожалуй, стремятся найти свою выгоду — и Малюта, и Грязной, и второстепенные персонажи. Все живут по закону курятника — забраться повыше, клюнуть нижнего, уничтожить другого, продвигаясь к своей цели, из-за чинопочитания отказаться от своего слова, пойти против друга, продать, предать…", — рассказывает режиссер.

Данный спектакль не подразумевает, что в нем можно быть на сцене безучастным. "Мне не нужно, чтобы артисты просто ходили по сцене в красивых костюмах и технично исполняли музыку Николая Римского-Корсакова. Сегодня ставить спектакль ни про что и ни зачем не интересно. Интересны живые люди, личности на сцене", — считает Панджавидзе.

В спектакле заняты ведущие солисты Большого театра Беларуси: народные артисты Беларуси Владимир Петров и Василий Ковальчук; заслуженные артисты Беларуси Владимир Громов, Оксана Волкова, Александр Кеда, Анастасия Москвина; лауреаты международных конкурсов Наталья Акинина, Андрей Валентий, Татьяна Гаврилова, Екатерина Головлева, Елена Золова, Эдуард Мартынюк, Павел Петров, Станислав Трифонов.

Лента новостей
0