Виталий Чуясов, Sputnik
Резкого изменения конъюнктуры цен на минском рынке таксоперевозок после начала работу мобильного сервиса Uber не будет, считает руководитель транспортной ассоциации "Столичное такси", директор службы такси "107" Игорь Верховец.
"Из-за острой конкуренции цены и так обвалены, ниже водители просто не будут работать", – заявил Sputnik Верховец.
Сейчас в Минске активно работает более 10 диспетчерских служб такси, поездка обходится пассажирам минимум в 35 тысяч рублей (2,3 доллара в эквиваленте), километр пробега – от 5,5 до 7,5 тысячи рублей.
Пассажир не готов
По оценкам эксперта, есть несколько факторов, препятствующих успешному выходу Uber на белорусский рынок.
"Сегодня белорусский пассажир не настолько сильно продвинут, чтобы пользоваться такими системами", – сказал директор ассоциации.
По данным Верховца, практически все крупные диспетчерские службы такси имеют свои мобильные приложения, включающие позиционирование и другие современные опции, причем за их пользование с клиентов плата не взимается.
"Беда в том, что пассажиры не всегда готовы пользоваться такими приложениями", – констатирует эксперт, по его оценкам, IT-проекты для компаний, занимающихся оказанием услуг такси, являются скорее имиджевыми, чем приносящими реальный поток заказов: через мобильные приложения заказывают автомобили около 10% пассажиров.
Экономия на диспетчерах погоды не делает
На белорусском рынке уже работают иностранные компании (из России, Украины, Прибалтики), которые пытаются развивать аналогичные сервисы. "Столичное такси" сотрудничает с четырьмя такими сервисами, но они, по словам Верховца, обеспечивают мизерный поток пассажиров по сравнению с вызовами по телефону.
"Ничего нового Uber на наш рынок не принесет", – уверен эксперт.
По оценкам Верховца, американская компания вряд ли сможет повлиять на сложившийся уровень цен даже с учетом возможной экономии на содержании диспетчерской службы (до 10% себестоимости тарифа на проезд).
Предложить рынку новые, более низкие цены мешает и специфика взаимоотношений между службой такси, водителем и пассажиром.
"Служба такси – это в первую очередь контроль за автомобилями, водителями, диспетчерами, перевозками. Uber такой возможности не предоставляет", – объяснил эксперт. По его словам, скачав приложение и начав работать, водитель уходит из-под всякого внешнего контроля. Когда он это почувствует, начнет ставить любые цены, которые окупят расходы, и никто не сможет на него повлиять.
"Белорусский рынок такси достаточно парадоксален и отличается от других стран. У нас своя система работы и сложившиеся отношения", – считает Верховец, объясняя, почему Uber опоздал с приходом в Минск.
Эксперт также обратил внимание на кризис в данном секторе услуг. "Есть достаточно большой спад спроса. Это связано в первую очередь с уменьшением платежеспособности пассажиров", – объяснил Верховец. Пока диспетчерские службы выдерживают ситуацию финансово, но эксперты уже ощущают падение качества услуг из-за того, что уходят опытные водители и появляются новые, из других областей, где положение с заработными платами еще хуже.
Будущими водителями-призраками уже интересуются
По данным Sputnik, мобильными сервисами вызова такси уже заинтересовались в ГУ "Столичный транспорт и связь", являющемся регулятором рынка пассажирских перевозок в Минске.
Как пояснили Sputnik в компании, являющейся оператором "Службы такси 135", белорусское законодательство не позволяет работать водителям такси на анонимных условиях: есть требования к обслуживанию пассажиров и защите прав потребителей, идентификации пользователей платежных карт, хранению данных о совершенных заказах. Соблюдение норм белорусского законодательства сможет свести на нет основные конкурентные преимущества Uber на местном рынке.