Вера Дашкевич, Sputnik
Комедии не случилось бы, если бы член гаражного кооператива "Мосфильма" Эльдар Рязанов своевременно построил собственный гараж. Но история со строительством затянулась настолько, что пока он ждал ключи, успел снять четыре картины и окончательно потерять терпение.
В итоге к началу 1980-го у Эльдара Рязанова все-таки появился гараж. Но не для машины, а для зрителей. Одноименная картина вышла в прокат 10 марта. Месяцем ранее состоялся предпремьерный показ, где Рязанов и рассказал историю возникновения фильма.
"Итак, зачитываю список с болью в сердце…"
Режиссер стал пайщиком гаражного кооператива "Мосфильма" в 1969 году. За следующие 11 лет успел снять фильмы "Старики-разбойники", "Невероятные приключения итальянцев в России", "Иронию судьбы, или С лёгким паром" и "Служебный роман", но ключей от гаража так и не получил. Зато однажды попал на собрание пайщиков.
На повестке был вопрос о сокращении количества пайщиков. Землю у кооператива урезали, и гаражей на всех не хватало. Встреча затянулась и произвела на режиссера неизгладимое впечатление. Позже Рязанов описал свои ощущения в книге "Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги":
"Я приехал домой после собрания как оглушенный, ведь среди присутствующих было много моих знакомых, которых я считал порядочными. Но там я увидел сборище людей, лишенных совести, забывших о справедливости, людей равнодушных и трусливых. Как будто вдруг спали маски благопристойности, обнажив уродливость лиц".
Когда первый шок прошел, он рассказал об увиденном и услышанном о своему соавтору — драматургу Эмилю Брагинскому. Вместе они приняли единственно возможное решение.
"Законным путём идти можно. Дойти трудно…"
Когда Рязанов приехал на предпремьерный показ своего фильма, ключей от гаража у него все еще не было. Зато были аншлаг и овация после сеанса.
Первыми зрителями стали жители небольшого подмосковного городка с двумя большими НИИ, тремя техникумами, воинской частью. Так что показанная коллизия оказалась им особенно хорошо знакома.
"Да вы что? Как же можно меня выгонять? Я за машину Родину продал!"
Рязанова спросили: а сам-то он как себя повел в той ситуации? Что делал? На чьей стороне был?
Пришлось признаваться, что на том — настоящем — собрании гаражного кооператива "Мосфильма" он промолчал, не защитил обиженных, за что позже было нестерпимо стыдно. И чтобы хоть как-то загладить вину, решил снять эту картину.
"У нас не может быть хорошей работы. Бывает удовлетворительная или неудовлетворительная…"
Картину сняли за 24 дня. Торопились, потому что нужен большой и непременно звездный актерский ансамбль.
Здесь не было второстепенных ролей, только главные, которые и воплотили Лия Ахеджакова, Борислав Брондуков, Георгий Бурков, Валентин Гафт, Андрей Мягков, Вячеслав Невинный, Светлана Немоляева, Ия Саввина, Семен Фарада и другие.
Все они были очень востребованными актерами, у каждого свои планы и обязательства перед театрами. Собрать их вместе было непростым делом. Чтобы уложиться в сроки, снимали сразу тремя камерами. Актеры в итоге не могли предположить, кто из них будет в кадре, и вынуждены были все время играть в полную силу.
Результат оправдал потраченные усилия. Только в первый год проката картину посмотрели 28,5 миллиона человек.