МИНСК, 5 мар — Sputnik. Белорусские иудеи сегодня дарят друг другу угощенья, славят царицу Эстер и проклинают ненавистного Амана.
Название этого праздника происходит от слова "пур" — жребий. Ненавистник евреев Аман бросал жребий, чтобы уточнить, когда лучше уничтожить еврейский народ.
"Дни Пурима установлены в память о чудесном спасении евреев во времена царя Ахашвероша (Артаксеркса) с помощью мудреца Мордехая и царицы Эстер", — сообщил Sputnik в четверг главный раввин Религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма в Беларуси Григорий Абрамович.
По его словам, помимо таких общеизвестных обычаев, как пуримские театральные постановки Пуримшпили и веселые карнавалы Адлояды с костюмами и масками, есть у праздника и ряд важных заповедей и обычаев.
В этом году Пурим начался 4 марта, после захода солнца, основной день Пурима — 5 марта. Раввин рассказал о заповедях и обычаях Пурима с позиций слов, которые начинаются на буквы П,У,Р,И,М. Это — пир, угощение, рассказ, инсценировка, милосердие.
Пир — на иврите "миште". "Раз в году, на Пурим, евреям дозволено выпить лишнего для того, чтобы не отличать выражения "благословен Мордехай" и "проклят Аман". Этот обычай идет из Талмуда, а другого такого праздника, где за счет алкоголя мы "выравниваем" два противоположных понятия добра и зла, нет", — отметил раввин.
Он также сказал, что помимо положительных и отрицательных персонажей Свитка Эстер, определенную роль в судьбе еврейского народа сыграло и само вино. "Именно на пиру царь Ахашверош вначале издает указ об уничтожении евреев, а после, также на пиру, что им можно защищаться от своих врагов", — пояснил собеседник Sputnik.
"Да, и вовсе необязательно напиваться в этот день, это лишь разрешение, но не инструкция", — подчеркнул раввин.
Пир, угощенье и милосердие: как белорусские иудеи празднуют Пурим — фотолента >>
Угощенье. В этот праздник евреям заповедано отправить как минимум одному другу или подруге два угощения. Данная заповедь, указанная в Свитке Эстер, и называет на иврите "мишлоах манот", рассказал раввин.
В Свитке указанно слово "манот", яства, и мудрецы постановили, что указанное слово во множественном числе говорит о минимум двух видах кушаний. "В этой системе координат, мы не просто заботимся, выполняем заповедь, а думаем, что действительно будет важно принять от нас нашим дорогим и близким", — сказал священнослужитель.
Он также рассказал, что на Пурим иудеи едят хоменташн (карман Амана) — треугольное печенье с маком внутри. На иврите это звучит как "озней Аман" (ухо Амана). "Оно названо не именем праведника Мордехая, царицы Эстер, а именем злодея Амана. Кто-то скажет, что несколько странно, хотя мы же едим торт "Наполеон", испеченный в 1912 году, к столетию победы над войсками Наполеона", — отметил раввин Григорий.
Рассказ. Во время Пурима в синагогах читают Свиток Эстер, в котором излагается рассказ истории праздника. "Обычно мы просим, чтобы слушали внимательно, но во время Свитка Эстер можно и нужно шуметь, когда произносится имя злобного Амана", — сказал раввин. Этим, про его словам, выполняется заповедь "стереть" его имя.
Инсценировка. Один из обычаев праздника — это театральные, как правило, веселые, инсценировки Пуримшпили, на основе сюжетов из Свитка Эстер. В Витебске в этом году в марте пройдет 21-й Международный фестиваль Пуримшпиль. Пуримшпили будут поставлены во всех еврейских общинах Беларуси, сказал раввин.
Он уточнил, что пуримские постановки известны с середины XIX века, это самый молодой пуримский обычай среди всего перечисленного.
Милосердие - "матанот ле эвьеним". Еще одна заповедь Пурима — это помощь нуждающимся. Для выполнения этой заповеди нужно найти двух нуждающихся и предложить им подарки, что должно поддержать веселый настрой в праздник и оказать соответствующую поддержку, сказал раввин.
"В том, что необходимо помогать как минимум двум бедным, есть тоже своя философия. Нередко, помогая всего одному нуждающемуся, мы принимаем тот факт, что доброе дело сделано, и этого достаточно", — отметил он.
Но когда есть заповедь помочь не менее двум, да так, чтобы и у них был праздник, то эта задача не для нашего эго, а для души, подчеркнул раввин Григорий Абрамович.