Дважды Герой Советского Союза Константин Рокоссовский встретил начало войны командующим 9-го механизированного корпуса Киевского военного округа, который пытался сдержать один из мощнейших наступательных ударов гитлеровских войск.
Названный современниками "богом войны" за серию блестящих операций под Москвой, Сталинградом, Курском, освобождение Беларуси, Рокоссовский в своих военных мемуарах откровенно признает слабость советских войск в первые месяцы немецко-фашистской агрессии. О чем он думал, направляясь в Москву в середине трудного лета 1941-го?
Константин Рокоссовский, "Солдатский долг":
Немцы раскалывали войска Юго-Западного фронта в центре, стремительно продвигаясь к Киеву. Появилась угроза окружения 6, 26 и 12-й армий.
15 июля я покинул Киев, получив предварительно сведения, что на Западном фронте тоже неблагополучно — немцы подходят к Смоленску. По дороге в Москву невольно снова и снова перебирал в памяти все, что пришлось увидеть и пережить накануне и в первые недели войны. Мне уже тогда стали известны многочисленные примеры невиданной стойкости наших солдат.
Подлинный героизм проявили гарнизоны Бреста, Либавы. С беззаветной храбростью дрались многие наши части и соединения. И все же было ясно, что приграничное сражение нами проиграно.
Остановить врага теперь можно будет не подбрасыванием разрозненных частей и соединений к расшатанному фронту, а созданием где-то в глубине нашей территории сильной группировки, способной не только противостоять мощной военной машине противника, но и нанести ему сокрушительный удар.
На первый план выдвигалась задача задержать, остановить врага. Это был вопрос жизни или смерти для всей страны.