"Дед помер, а "хозяйство" живое!" – "эротический" обряд Городоччины
"Дед помер, а "хозяйство" живое!" – "эротический" обряд Городоччины
Sputnik Беларусь
Уникальный обряд "Пахаванне дзеда" бытует только в деревнях Долгопольского сельсовета Городокского района Витебской области, и с давних пор по сей день не... 18.02.2015, Sputnik Беларусь
культура , городокский район (витебская область), сергей лескеть, масленица, как живет белорусская деревня - обряды и обычаи белорусов, новости беларуси
культура , городокский район (витебская область), сергей лескеть, масленица, как живет белорусская деревня - обряды и обычаи белорусов, новости беларуси
"Дед помер, а "хозяйство" живое!" – "эротический" обряд Городоччины
Уникальный обряд "Пахаванне дзеда" бытует только в деревнях Долгопольского сельсовета Городокского района Витебской области, и с давних пор по сей день не прерывался.
В течение масленичной недели в каждом регионе страны происходят свои традиционные празднования и обряды. Смотрите фоторепортаж Sputnik из Городоччины.
Игра "Пахаванне дзеда" празднуется каждый год в первый понедельник Масленицы. Согласно традиции на окончании мясоеда (время перед постом, когда можно есть мясо) перед большим постом дед умирает, подавившись костью. В игре участвуют пожилые женщины, которые "хоронят" сделанного из ткани и соломы деда-предка Сидорку. Местные говорят, что в их деревне и впрямь когда то жил дед Сидор, который прожил более 100 лет, потому и называют масленичного деда Сидоркой.
Изначально по деревне пускают слухи, что заболел дедушка и приглашают его проведать. Соседи и односельчане приходят в гости со своими угощениями. Дед уже лежит в углу комнаты под иконами, в стакане с солью горит свеча, а рядом "голосят" пожилые женщины.
О деде вспоминают как о хорошем хозяине, добром рыбаке, но при этом как о гуляке и пройдохе, который имел много жен и куда больше детей. Как послушать "голошение", так он и к этой бабке в гости наведывался и к другой частенько заглядывал – чуть ли не общий предок всех собравшихся.
И как только отворяются двери, и в отведки приходит очередная бабуля, сидящие рядом плакальщицы дергают за веревочку и у дедушки подымается "хозяйство" – привязанная к брюкам морковка. "Сам то уже, небось, помер, а хозяйство то еще живое… о какой дед был!".
Бабульки еще надеются, что дед крепко уснул, и просят позвать доктора для осмотра. Доктор делает уколы, ставит горчичники, стучит молотком по коленкам, а Сидорка все лежит бездыханным. Все приходят к выводу, что медицина уже в данном случае бессильна и следом зовут попа.
Хоронят Сидорку недалеко от дома. Местные говорят, что в их деревне и впрямь когда то жил дед Сидор, который прожил более 100 лет, потому и называют масленичного деда Сидоркой.