При неблагоприятных внешнеэкономических условиях и в ситуации отказа государства от стимулирования внутреннего спроса через эмиссионные механизмы белорусские власти затеяли кампанию по борьбе с теневой экономикой. Сокращение ее объемов может дать дополнительные проценты роста ВВП, которыми можно будет отчасти возместить потери других секторов экономики — промышленности, строительства, торговли.
Из тени
По различным оценкам, объем теневой экономики в Беларуси составляет от 8 до 30% ВВП. В 2013 году Белстат оценивал этот показатель в 20-22%, из которых свыше половины приходилось на ненаблюдаемую статическими органами экономическую деятельность граждан, остальное составляла непосредственно "серая" экономика.
Ее основной признак — отсутствие отражения в бухучете предприятий, а значит, неуплата налогов. Второй момент — это обналичивание полученных доходов через "финансовые помойки" или "фирмы-однодневки". С ними государство борется давно, ежегодно выявляется до полутысячи таких компаний, финансовые обороты которых составляют до 1,5% белорусского ВВП. В дальнейшем средства легализуются в виде открытия организаций за рубежом и вложения денег в белорусский бизнес под видом иностранных инвестиций, покупки жилой недвижимости, открытия банковских депозитов, приобретения предметов роскоши и т.д.
"Тунеядцы" бывают разные
В 2014 году начался новый этап борьбы с теневой экономикой. Параллельно с усилением контроля за финансовой деятельностью предприятий государство решило зайти с противоположного конца и сосредоточиться на гражданах, которые являются конечными выгодополучателями от деятельности теневой экономики. Отчасти этим объясняется кампания по борьбе против т.н. "тунеядцев". Их состав далеко не однороден. Это могут быть и личности, утратившие трудовые навыки в силу вредных привычек и асоциального образа жизни. Но наиболее интересная с экономической точки зрения категория "тунеядцев" — это нигде официально не работающие, но вполне обеспеченные люди, имеющие богатый жизненный опыт, сформировавшийся в лихие 90-е.
Для налоговой — не тайна
Второй фронт борьбы против теневой экономики — это отказ от понятия банковской тайны. С 2014 года банки начали открывать налоговым органам доступ к данным по кредитам и вкладам граждан. Поправками на налоговое законодательство, вступившими с начала 2015 года, налоговики имеют возможность отслеживать покупку валюты населением, которую с конца 2011 года можно купить только по паспорту. Однако до последнего времени обороты по таким операциям составляли банковскую тайну, а значит, в рамках налогового расследования инспектора не имели доступа к базам данных банков, надо было заводить уголовное дело. Сейчас такой доступ для них предоставили.
Параллельно с введением контроля за покупкой валюты, президентом усилена ответственность за незаконные валютные операции — штрафы выросли в полтора раза, конфисковать будут все наличные деньги на момент совершения правонарушения.
Рынки
Еще один метод, направленный на уменьшение объемов теневого бизнеса — прекращение с 1 марта 2015 года торговли индивидуальными предпринимателями на вещевых рынках несертифицированными импортными товарами. Эти вещи приобретались за рубежом за наличные средства, для ИП существовали особые условия налогообложения и бухучета. До середины 2014 года они должны были распродать остатки, приобретённые за наличку без обязательных сопроводительных документов. Позже этот срок продлили до начала весны.
В органах госуправления рассматривались предложения об очередном продлении переходного периода. Однако, как заявил 13 февраля на итоговой коллегии Минторга министр Валентин Чеканов, указанная дата пересматриваться не будет. Таким образом, с марта 2015 года должен пройти практически полный переход розничной торговли к прозрачным для контролирующих органов операциям (за исключением рыночной торговли сельхозпродукцией собственного производства и некоторых других товаров). Часть ИП будет вынуждена уйти с рынка, части придется показать свои реальные торговые обороты.
Сделки наличными
Со второй половины апреля, согласно указу президента №493 от 16 октября 2014 года, в Беларуси вводится ограничение по расчетам наличными деньгами. Максимальная сумма покупки для собственных нужд при оплате купюрами не может превышать одну тысячу базовых величин, все что больше — через банковскую кассу или по платежной карточке. То есть все крупные сделки автоматически будут попадать в поле зрения налоговиков.
Внутренний контроль
Еще одно направление — усиление требований по организации внутреннего контроля в компаниях, которые имеют дело с крупными финансовыми потоками граждан. В начале 2015 года правительство приняло ряд постановлений, которыми обязало в зависимости от специфики деятельности организовать банковские, страховые, риэлтерские, почтовые организации системы оценки клиентов и определения подозрительных финопераций.
Принятый в 2014 году закон о противодействии легализации средств, полученных преступным путем, позволил компаниям отказывать клиентам или задерживать их операции в случае определенных признаков. Также информация по этим операциям будет доступна контролирующим органам.
Уголовный кодекс
Наступление на теневую экономику идет и в сфере совершенствования уголовного законодательства. В 2015 году государство расширило границы применения стать УК 235 "Легализация ("отмывание") средств, полученных преступным путем". Статистика предыдущих лет показывает, что по указанным в ней признакам ежегодно выявлялись всего до 40 преступлений, что, конечно, не отражало реальную картину "отмывания" средств с использованием различных схем.
Сейчас у правоохранительных и судебных органов появилась расширенная трактовка, на основании которой могут привлекаться граждане, пытающие легализовать средства, полученные в теневой экономике, то есть с которых не уплачены налоги.